Свидетели иеговы кто такие на самом деле. Eshatos - Имя Бога


Иегова — это имя Бога? Что имя Иегова значит для христиан? Кто такие «Свидетели Иеговы»? В этом материале мы постараемся ответить на эти сложные богословские вопросы. Материал носит справочный характер.

Иегова, тетраграмматон

Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию. Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах… Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».

Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.

Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто - «Я есть2 (Исх 3:14).

Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.

Употребление имени Иегова в Библии

Имя Иегова действительно встречается в Библии тысячи раз. Однако, современные ученые, работающие над изучением Библии, говорят, что во-первых более правильное прочтение все же — Яхве, во-вторых точного правильного прочтения мы уже, вероятнее всего, никогда не узнаем.

Один из важнейших моментов Писание, где мы встречаем имя Бога — в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (здесь используются именно те четыре буквы, которые читаются, как Иегова или Яхве).

Справка:

  • Диодор Сицилийский (90 - 30 гг. до н. э.) пишет: « а у иудеев же Бог Моисея, именуемый Иао́ (Ἰαὼ)»
  • Ириней Лионский (II век н. э.) дает имя как Иао́ (Ἰαὼ).
  • Климент Александрийский (II век) пишет: «Тетраграмма, или Иаоу́ (Ἰαού) и которое означает „Сущий и будущий“»
  • Ориген (III век) дает имя как Иао́ (Ἰαὼ) и как Иа́ (Ἰὰ)
  • Значение этого имени как и значения остальных имен Бога пояснил в IV веке Епифаний Кипрский в книге «Панарион»: «Иаве́ (Ἰαβέ) - Тот, Который был и есть, и всегда Сущий, как истолковано Моисею: Сый посла мя, речеши к ним (Исх. )».
  • Феодорит Кирский (V век) пишет: «Самаряне выговаривают оное: Иаве́ (Ἰαβέ), а иудеи Аиа́ (Ἀῐά).

Имя Иегова в религиозных практиках

В оккультном течении каббала Иегова — лишь одно из десяти личных имен Бога. Это — имя Того, кто создает все сущее. Существует и теория о том, что в момент грехопадения одна из букв имени Бога отделилась. Существует достаточно много теорий, подтверждающих — имя Иегова не использовалась нигде, кроме древнееврейского языка.

Именно на основе одного из прочтений имени Бога построили всю свою религиозную практику представители секты протестантского толка «Свидетели Иеговы». В чем же ошибка представителей секты?

Профессор университета Гарвард Томас О. Ламбдин пишет об имени Бога следующее: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом — йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”».

В иудаизме мы встречаем несколько имен Бога:

  1. Адонай — в переводе означает «Наш Господь» и связывается с термином «милосердие». Иудеи используют его в ряде случаев, когда надо заменить то имя Бога, которое в иудаизме при чтении Торы и книг пророков не произносится.
  2. Хашем — обозначение имени, а не само имя, которым принято заменять эпитет Адонай.
  3. Элохим — атрибут справедливости и суда.
  4. Эхье-Ашер-Эхье — «Я есмь Сущий» — считается одним из имен собственных.
  5. Саваоф — «Господь Воинств», употребляется чаще всего в сочетании с тетраграмматоном (имеются в виду воинства Небесные).
  6. Ветхий днями — вполне конкретный образ Бога из книги пророка Даниила.
  7. Шемхамфораш — увеличенный тетраграмматон или 72-кратное имя Бога.
  8. Страх Исаака — Образ Бога, который встречается в одном определенном месте Писания: (Быт. 31:42)
  9. Шалом — встречается в Талмуде. «имя Бога есть „Мир“» (Перек Ха-Шалом, Шаб. 10б) (Суд. 6:24)
  10. Ха-Маком — «Вездесущий», исходит из понятия о том, что Вселенная — лишь мысль Бога.
  11. Шхина — «Присутствие» — единственное имя Бога, которое употребляется в женском роде.

Верховный суд РФ в 20 апреля 2017 года признал экстремистской деятельность "Управленческого центра свидетелей Иеговы в России" и запретил его деятельность...

"Верховный суд РФ постановил удовлетворить иск Минюста России и признать экстремистской организацию "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России", ликвидировать ее и запретить ее деятельности на территории РФ", - сказал судья Юрий Иваненко.

Также суд постановил обратить в доход государства имущество организации.

"Свидетели Иеговы" - кто они?

– тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам.

Богословие "Свидетелей Иеговы" примитивно, противоречиво и ориентировано на людей, не знающих Священного Писания и основ истории религий. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием.

Секта активно создает свое предание, обряды и дома для их совершения (т.н. "Залы Царства"), обычаи, журналы, пособия по вербовке, язык и культуру общения, толкование Библии (и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию ее текста).

Секта имеет жесткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру. Административно - территориально секта, как всемирная организация, управляется руководящей корпорацией во всемирном главном отделе в Бруклине, США и ее уполномоченными представителями в крупных зонах, которые руководят комитетами филиалов. Им, в свою очередь, подчинены надзиратели в областях, тем - надзиратели в районах, тем - старейшины в собраниях и рядовые члены. Секта утверждает, что руководящей корпорацией руководит непосредственно Бог. Везде жестко действуют принцип: "Кто противоречит руководству, тот работает на сатану" и многочисленные запреты. Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчеты о деятельности и передаются вверх по инстанции.

Для вербовки своих сторонников настойчиво обходят жилые дома, со скандалами проникают в православные храмы, дежурят в общественном транспорте, концертных залах, музеях и т. п. Они всячески избегают раскрывать свою принадлежность к секте и ненависть к Православию до тех пор, пока не войдут в доверие, т. е. они напрямую используют обман. Руководители секты в России запрещают своим рядовым членам читать православную литературу как сатанинскую. Вся их методика изучения Библии построена на произвольном связывании и объяснении отдельных фрагментов, а не на целостном ее восприятии. Они цитируют обрывки некоторых фраз Библии, извращая их смысл и обходя многочисленные места, явно противоречащие сектантской точке зрения. В диспутах свидетели Иеговы действуют по заранее отработанным схемам цитирования Библии, как бы не замечая (и не воспринимая) возражений, на которые не могут убедительно ответить.

- журнал "Сторожевая Башня": начало XX века (1928 год) и начало XXI века. Обратите внимание в начале XX века Крест Христов был в почтении в секте и символизировал, что "башня" имеет какое-то отношение к христианству. За четверть века секта окончательно потеряла христианский облик, став еще одним примером "реинкарнации" иудаизма и образа ветхого человека" в христианстве: "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2Кор.3:14). Вместо того, чтобы послушаться совета апостола: "не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его" (Кол.3:9), они усердно распространяют ересь о том, что Иисус Христос не истинный Сын Божий...

Секта ведет тотальный учет всех жителей районов, в которых она действует. Учитываются сведения об установочных данных жильцов, времени их проживания в квартирах, здоровье, интересах, отношении к вероучению секты и т. д. Секта оценивает духовное состояние своих членов, прежде всего, их миссионерской активностью, количеством посещаемых квартир и привлеченных граждан, длительностью проповедования. Поэтому в секте ведется детальный учет "служений по домам" с указанием квартир, дат и времени посещений, реакции жильцов.

Для успешной вербовки новых членов существует секретное руководство "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему" (1994 г.), в котором предлагаются примеры, как завязать беседу с жильцами, а также варианты ответов на следующие возражения: "Мы уже христиане", "Я - буддист", "Я - еврей", "Я - мусульманин", "Меня не интересуют "Свидетели Иеговы", "Зачем вы постоянно приходите?", "У нас нет денег" и тому подобное.

Секта отказывается отдавать честь любому национальному флагу, отвергает патриотизм и необходимость оборонять свою страну от захватчиков, она защищает лишь свои интересы. "Свидетели Иеговы" не признают никакой власти, кроме божественной, произвольно трактуемой ими как власть самой секты. В жизни они придерживаются многочисленных запретов. Им запрещено переливание крови. При этом сектанты ссылаются на Библию, которая якобы приказывает "воздерживаться от... крови" (Деян. 15:28-29). В действительности в данном месте Писания речь идет не об употреблении крови в медицинских целях, а о недопустимости принесения жертвы в виде ритуального пролития крови и ее последующего употребления. Таким образом, здесь явно прослеживается типичная для сект подтасовка смыслового содержания канонического текста Библии.

Многие рядовые члены секты искренне и фанатично уверены в благородности и правдивости своей миссии, страстно отстаивают свои взгляды. Но, так как они не желают вслушиваться и вдумываться в возражения, то очень трудно раскрыть им иную точку зрения.

Особая опасность секты заключается в массовых акциях по охвату населения. "Свидетели Иеговы" представляют весь мир единым теократическим государством с центром в Бруклине, считаясь с существующими властями постольку, поскольку они вынуждены это делать.

Противоправная деятельность секты заключается в:

Нарушении права на свободу и независимость человеческой личности;

Разрушении основ конституционного строя, российской государственности, культуры, морали общества и менталитета русского народа;

Поддержании религиозной ненависти и вражды ко всем, не признающим веру секты;

Резком ухудшении физического и психического здоровья сектантов;

Разрушении сложившихся семейных и родственных отношений.

Вот только некоторые сведения о криминальных действиях "Свидетелей Иеговы":

В 1996 году в Латвии в ночь с 12 на 13 сентября от большой потери крови скончалась в больнице 17-летняя русская последовательница секты "Свидетели Иеговы". Мать-иеговистка не разрешила произвести своей дочери переливание крови, так как это запрещается учением секты. В мире зарегистрировано множество случаев гибели последователей этой секты в результате такого отказа. Особенно опасны подобные действия для рожениц и новорожденных детей.

05 июня 1996 года прокуратурой г. Сургута возбуждено 6 уголовных дел против адептов организации "Свидетели Иеговы", обвиняющихся в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению.

11 декабря 1996 года газета "Мегаполис-экспресс" сообщила о том, что на Камчатке последовательницы "Свидетелей Иеговы" для пополнения кассы собственной организации занимаются проституцией, а некоторые последователи - сводничеством.

По материалам газет "Chicago Sun-Times" от 13, 18 ноября 2001, "Chicago Tribune" от 12, 15 ноября 2001 года, "The Guardian" от 17.11.2001. родители-иеговисты электропроводом забили до смерти 12-летнюю дочь.

В разное время за рубежом члены секты обвинялись в изнасилованиях, кражах детей, убийствах, подстрекательствах к убийству и самоубийству, дезертирстве, мошенничестве, воровстве, расизме, вымогательстве, нанесении телесных повреждений, проституции, педофилии.

19 декабря 2000 года Верховный суд ФРГ подтвердил решение одного из судов низшей инстанции о непризнании "Свидетелей Иеговы" в качестве официальной религиозной организации. Суд также принял решение о проведении дополнительного расследования соответствия этой организации законодательным нормам Германии.

Прежде, в 1997 году, Федеральный конституционный суд Германии постановил, что объединение "Свидетели Иеговы" должно быть лишено юридического статуса как организация, пропагандирующая среди своих сторонников отказ от активной политической и общественной жизни. Вопрос о придании или лишении юридического статуса религиозной организации в Германии имеет весьма важное значение. Организация, обладающая таким статусом, согласно закону, имеет право централизованно взимать взносы со своих приверженцев, учреждать фонды пожертвований, а также представлять свои взгляды на телевидении и на радио.

По материалам статьи Стивена Бэйтса в газете "Гардиан" от 08.10.2001 г., Группа бывших членов "Свидетелей Иеговы" потребовала, чтобы ООН провела расследование по поводу предоставления ей статуса "ассоциированной организации" секте "Свидетели Иеговы". Ирония заключается в том, что в своих официальных материалах "Свидетели Иеговы" называют ООН не иначе, как "красным драконом из книги Откровения Иоанна Богослова".

Еще раз свидетельствую, что "Свидетели Иеговы" – опаснейшая тоталитарная секта, приводящая к разрушению личности.

Феодор Прокопов , игумен, настоятель прихода Спаса Нерукотворного с. Каргасок

"Северная правда" (с. Каргасок Томской области) - 08.04.2009.

http://www.k-istine.ru/sects/iegova_witness/iegova_witness_prokopov.htm


"Покинуть секту - как прыгнуть из самолета": монолог бывшего свидетеля Иеговы

Бывший старейшина религиозной организации "Свидетели Иеговы" рассказал "Афише Daily" о том, как на протяжении многих лет он посвящал жизнь служению и почему в итоге разочаровался.

Свидетели Иеговы - международная религиозная организация, существующая более 100 лет. Впервые она возникла в конце XIX века в США как одно из ответвлений христианства. От других протестантских групп свидетелей Иеговы отличает в первую очередь вера в скорый конец света и акцент на упоминании одного из имен бога - Иегова. Религиозные практики свидетелей Иеговы также отличаются от большинства христианских: все активные члены организации обязаны проповедовать учение, также они не имеют права отмечать праздники других религий и собственные дни рождения, не могут принимать переливание крови, заключать брак с теми, кто не является свидетелями Иеговы, и вообще заводить романтические отношения без видов на брак.

Сегодня в России, по оценкам Министерства юстиции, живет более 165 тысяч свидетелей Иеговы. "Афиша Daily" поговорила с бывшим старейшиной религиозной организации о том, почему перестать быть свидетелем Иеговы практически невозможно.

Иван (имя изменено), 35 лет

Когда мне было 11 лет, отец впервые отвел меня на собрание свидетелей Иеговы. К тому времени он уже не жил с нами. Моя мама тоже пошла на собрание, но скорее просто из любопытства. Больше всего меня зацепила идея свидетелей Иеговы о вечной земной жизни: они верят в персональное физическое бессмертие в райских условиях. В том возрасте я думал о смерти, представлял, как будет ужасно, если моих бабушки и дедушки вдруг не станет. Тем более жутко было думать о собственном неизбежном небытии. А тут предложили замечательную альтернативу, и я клюнул.

Мы с мамой стали ходить на встречи, а двое молодых свидетелей Иеговы начали изучать с нами на дому Библию по специальному пособию. Каждая глава - это какая-то тема: "Что такое Царство Небесное?", "Зачем приходил и умер Иисус Христос?" - и так далее. Они приходили к нам пару раз в неделю, зачитывали абзацы и задавали к каждому вопросы, которые надо было обсудить.

Потом мама перестала посещать собрания, утратив к этому интерес. Я же продолжал об этом думать, а лет в 14 сам начал ходить на собрания свидетелей Иеговы. Маму это не волновало, а бабушка, убежденная православная, однажды оттаскала меня за волосы. Но тогда это виделось мне как подтверждение того, что я на верном пути.

В 19 лет я крестился. Для того чтобы креститься, свидетель Иеговы сначала должен полностью пройти два основных пособия по изучению Библии, где рассказывается как о самой Библии, так и о правилах поведения члена организации. На этом этапе человек получает статус "некрещеного возвещателя" и начинает проповедовать. Через несколько месяцев он проходит три собеседования, на которых оцениваются его знания и образ жизни. Если человека признают достойным, ему разрешают креститься. Само крещение происходит во время "Конгресса" (большое собрание свидетелей Иеговы, на которое приезжают тысячи людей. - Прим. ред.). Там перед группой крестящихся произносят речь и просят ответить на два вопроса о раскаянии в грехах и готовности присоединиться к организации. После этого всех крестят в специальном бассейне, погружая туда на пару секунд.

В это же время у меня появился близкий друг - тогда мы оба были пламенными идиотами. Друг ради служения бросил престижный вуз, вскоре я тоже стал посвящать все время проповедованию и стал "пионером" (так называют свидетелей Иеговы, которые проповедуют по 70 часов в месяц. - Прим. ред.). Я закончил медицинский колледж с красным дипломом, который давал возможность поступить в институт с одним экзаменом. Но вместо поступления я устроился работать в институт, в рентген-хирургическое отделение, потому что там из-за вредности был сокращенный рабочий день. Кроме того, я развозил лекарства по аптекам и грязное белье по прачечным - это была вторая моя подработка. Я часто встречал своих сокурсников: они ходили на лекции в белых халатах, а я проходил мимо них в грязной робе с тачкой, звенящей флаконами. Тогда мне казалось, что так я вырабатываю подлинное христианское смирение, закладываю лучшее основание для жизни грядущей. Я верил, что мне воздастся сполна за все мои унижения.

В середине двухтысячных я поступил в "Школу усовершенствования служения". Тогда я чувствовал себя практически студентом Оксфорда, членом элитарного сообщества. В "Школе" нам постоянно напоминали, как много организация вкладывает в каждого студента, также нам часто говорили, сколько стоит наше суточное содержание.

После обучения меня назначили "специальным пионером" (свидетель Иеговы, который посвящает проповеди не менее 130 часов в месяц. - Прим. ред.) в другой город - это означало, что я должен был уехать из родного южного города, где жили все мои друзья и мама. Мама узнала о моем назначении, только когда об этом объявили со сцены на моем выпускном. Она заплакала и вышла из зала.

Я переехал на Урал. Чтобы выполнить норму, мне надо было проповедовать примерно 5 часов в день. Я начинал в 11 утра: час ходил проповедовать по домам, а остальное время делал это на улице. Кроме того, в мои обязанности входило повторное посещение новых участников, изучение Библии, общение с членами организации.

Так я прожил пять лет. Общество платило мне 9500 рублей в месяц, но сейчас это пособие значительно больше. Также я работал уборщиком в магазине, а иногда подрабатывал на стройке. Этих денег хватало на то, чтобы снимать комнату и покупать еду. Меня также подкармливали члены собрания, а мама регулярно присылала посылки, приезжала в гости и покупала одежду.

Потом я вернулся домой, потому что мне надо было помогать маме ухаживать за больными родителями. К тому времени я уже стал старейшиной - это важная фигура в собрании. Старейшин всегда несколько, и они вместе принимают все важные решения, а также произносят речи на еженедельных собраниях, разбирают грехи и исключают тех, кто не раскаялся.

Если ты уходишь, ты теряешь все: положение, почет, семью и друзей

Среди свидетелей Иеговы мужчин значительно меньше, чем женщин, и для многих сестер проблема замужества стоит очень остро, ведь выходить замуж можно только за свидетеля Иеговы. Поэтому любой холостой брат неизбежно привлекает к себе внимание. Свидетели Иеговы поощряют безбрачие, так как это дает возможность служить, не отвлекаясь на мирскую жизнь. Я не планировал вступать в брак. Со временем я приобрел репутацию странного, нелюдимого человека, хоть и продолжал служить "пионером" и старейшиной. Так продолжалось еще пять лет.

Постепенно во мне нарастало ощущение неправильности происходящего. Преодолевая страх и ужас, я стал заходить на "отступнические" сайты (страницы, где бывшие свидетели Иеговы критикуют организацию. - Прим. ред.). В такие моменты я чувствовал себя так, будто смотрел самую омерзительную порнографию. На этой стадии я все еще мог убедить себя в ценности свидетелей Иеговы, тем более что уходить мне от них было некуда. Организация построена так, что реализоваться правоверному члену можно только в ней. Если ты уходишь, ты теряешь все: положение, почет, семью и друзей. Это страшно. Кроме того, многие зависят от организации материально - например, получают пособия. Мне кажется, что среди свидетелей Иеговы немало тех, кто сильно сомневается в ценности учения, но просто не может выйти, потому что не приспособлен к жизни за пределами организации. Выйти из нее - это как выпрыгнуть из самолета.

Я несколько лет жил с ощущением, что больше не могу оставаться свидетелем Иеговы. Все чаще я читал и слышал то, с чем не мог согласиться. Например, в "Сторожевой башне" (специальное издание свидетелей Иеговы. - Прим. ред.) убедительно писали, что члены семьи ни в коем случае не должны общаться с "предателем", который вышел из организации, ради его же блага - ведь "горячее желание снова стать членом семьи" поможет восстановить ему отношения с Иеговой. Что это, если не шантаж? На интернет-канале свидетелей Иеговы вышли уже ролики, где показано, как мать, занимаясь повседневными делами, не отвечает на звонок от исключенного ребенка. Но вдруг он в беде? Может, он звонит в последние минуты жизни, чтобы услышать мамин голос?

Одна сестра в нашем собрании, уже предпенсионного возраста, работала на заводе крановщицей, а еще служила на износ, жертвуя здоровьем, потому что служение было для нее всем. Она жила в квартире с сыном, его гражданской женой и их ребенком, своим внуком, которые не были свидетелями Иеговы. Однажды всем собраниям России пришло письмо - что-то вроде "О возвещателях, которые допускают, чтобы в их доме родственники занимались блудом". Логика письма была такая: если владельцем жилья являешься ты, сношаться в твоем доме могут только люди, у которых есть штамп в паспорте. После этого письма серьезно рассматривалась пригодность и примерность вышеупомянутой сестры. Ей советовали выгнать сына и внука.

Свидетелю Иеговы внушается, что в случае, если он серьезно согрешил, он не может рассчитывать на прощение Бога, если не встретится с "Правовым комитетом". Это не похоже на институт исповеди в православии или католичестве. На "Правовом комитете" тебя заставят вывернуться наизнанку, рассказать все интимные подробности трем мужчинам. Потом они - в большинстве случаев - еще и расскажут в неформальной обстановке те самые подробности своим коллегам и женам. Когда человека исключают или порицают, все обычно уже знают - за что. Тайны исповеди просто не существует.

Все эти вопросы копились в моей голове, пока не достигли критической массы. Наконец я стал читать книги Реймонда Френца (бывшего члена "Руководящего совета" - самого авторитетного органа свидетелей Иеговы. - Прим. ред.). Начав читать "Кризис совести", я уже не мог остановиться - книга захватила меня целиком. После главы, посвященной переливанию крови - практике, запретной для свидетелей Иеговы, - я был очень зол на себя. Мой личный кризис совести заключался в том, что я больше не мог быть старейшиной, не мог проповедовать то, во что больше не верил. Это случилось год назад, весной 2016 года. Летом 2016-го я еще продолжал служить, но сосредоточился на помощи одной пожилой сестре, которая умирала от рака.

Двое моих друзей тоже хотели уйти из организации. Для свидетелей Иеговы их организация - это мать, объект такого же культа, как Дева Мария в католичестве. Это мало встречается в их официальных документах, но такие слова часто можно услышать в беседах. Уйти из организации - это как предать родную мать, которая тебя родила, воспитала и выкормила. За нее многие готовы порвать - именно поэтому мы хотели уйти без скандала.

Но нам это не удалось, нас обвинили в отступничестве, хотя официального разбирательства в "Правовом комитете" (часть собрания свидетелей Иеговы, которая исполняет роль суда. - Прим. ред.) еще не было. Пока у меня была только одна встреча со старейшинами. На ней мне предъявили незаконно добытые выдержки из моей переписки с близким другом: один из братьев как-то дал мне воспользоваться своим планшетом и, как оказалось, сохранил мой пароль, чтобы следить за моей перепиской.

Я понял, что свидетелям Иеговы нужны отступники - как любой тоталитарной системе, которая сплачивается в присутствии внешнего врага. Отступников демонизируют, их вынуждают защищаться и еще больше отдаляться от паствы. Сейчас я все еще формально считаюсь свидетелем Иеговы, но, если я приду на собрание, от меня будут шарахаться как от прокаженного. Но это меня не волнует.

Сейчас у меня осталось несколько хороших друзей, в том числе свидетелей Иеговы, которые не стали рвать со мной отношения, несмотря на мой выход из организации. Впрочем, есть и такие, кто перестал со мной общаться, потому что я якобы лишился шанса на спасение. Кто-то боится, что станет таким же, как я, и тоже потеряет веру.

Свидетели Иеговы подчеркивают, что они самые счастливые, самые честные, самые трудолюбивые, самые семейные. Мне кажется, что некоторые отрицательные черты в организации развиваются даже лучше, чем за ее пределами: например, стремление переложить всю ответственность на старшего брата, желание выслужиться перед боссом и получить бонусы, умение с легкостью предавать, если тебя убедили, что так надо. Иногда мне кажется, что обработка общества глушит в человеке даже естественное, безусловное, данное Богом по умолчанию ощущение добра и зла.

Сейчас я работаю по специальности в частном медицинском центре на флюорографе: все же среднеспециальное образование я получил, отучился на фельдшера и рентгенолаборанта. После ухода из собрания я закончил онлайн-курсы копирайта, и сейчас я уже заработал свои первые деньги на текстах.

Я не боюсь травли со стороны свидетелей Иеговы, хотя несколько членов уже нашли меня в интернете и попытались напугать исключением из собрания, но это их личная инициатива.

Кто такой Иегова?

Кто такой Иегова и в каких русских переводах Библии встречается имя Бога? Какая из форм Божьего имени правильная: Иегова или Яхве и можно ли сказать, что Иегова в Ветхом Завете и Иисус Христос в Новом Завете - одна и та же личность?

Иегова

Определение. Личное имя единственного истинного Бога, которое он дал себе сам. Иегова - Творец Вселенной, а потому он является её полноправным
Владыкой. В библейском тексте Божье имя представлено четырьмя еврейскими согласными יהוה , которые называют тетраграмматоном и которые можно передать русскими буквами ЙХВХ или латинскими буквами JHVH или YHWH . Имя Иегова означает «Он дает становиться».

В каких русских переводах Библии встречается имя Бога?

Синодальный перевод. Имя «Иегова» встречается в Исходе 6:3 (сноска); 15:3; 33:19; 34:5. Смотри также Бытие 22:14; Исход 17:15; Судей 6:24.

Но если в этом и других переводах имя «Иегова» используется в некоторых стихах, то почему бы не быть последовательными и не писать его везде, где в
еврейском тексте стоит тетраграмматон?

Перевод архимандрита Макария. В его переводах книг Еврейских Писаний, выполненных в первой половине XIX века, имя «Иегова» используется около
3 000 раз.

Перевод Г. П. Павского. В своём переводе книги Псалтырь, изданном в 1822 году, Г. П. Павский использовал имя «Иегова» 36 раз. В его переводах других книг Еврейских Писаний Божье имя встречается сотни раз.

«Перевод нового мира». В этом переводе имя «Иегова» используется как в Еврейских, так и в Христианских Греческих Писаниях и встречается в общей
сложности 7 210 раз.

«Современный перевод». Имя «Иегова» встречается в Бытии 22:14; Исходе 3:15, 16, 18; 4:11; 6:3; 34:6, 14; Осии 12:5, а также в сносках, например к Исходу 5:1; 20:2; Исаии 12:2; 26:4.

«Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского». В этом переводе вместо Божьего имени используется слово „ГОСПОДЬ“, написанное маленькими прописными буквами.

В сноске к стиху Бытие 2:4 говорится: «Слово ГОСПОДЬ в русских переводах соответствует тому, что рассматривается еврейской традицией как настоящее Имя Бога - יהוה .

Первоначально оно, вероятно, звучало как Яхве́, но затем (по-видимому, уже после вавилонского плена) сформировался запрет произносить его вслух.

Вместо него у евреев принято говорить „Господин“, „Бог“ или просто „Имя“».

«Смысловой перевод». В этом переводе Божье имя заменено словом «Вечный».

Во многих случаях к этому слову в Еврейских Писаниях даётся сноска:
«Вечный - на языке оригинала: „Яхве“» (Быт. 2:4; Исх. 3:15; Лев. 1:1; Чис. 1:1; Втор. 1:2 и так далее).

В Греческих Писаниях к слову «Вечный» даётся такая сноска: «Слово, стоящее в оригинальном греческом тексте, является переводом еврейского „Яхве“» (Матф. 1:20; Мар. 1:3; Луки 1:6; Иоан. 1:23).

«Новый Завет в современном русском переводе». В приложении в комментарии к слову «Господь» говорится: «Слово „Господь“ в Ветхом Завете соответствует обычно не произносившемуся имени Бога, Яхве».

Далее в комментарии отмечается, что форма «Иегова» - результат ошибочного прочтения, закрепившегося в зарубежных переводах начиная с XVI века. Но там также говорится, что «Иегова» является «распространённым чтением этого имени».

«Новая Женевская учебная Библия». В сноске к выражению «Господь Бог» в Бытии 2:4 говорится: «Иегова (Яхве) Элохим - имя Божье, под которым Бог
открывает Себя человеку… […] Евреи не произносят этого имени, заменяя его словом Адонай - Господь.

В древности еврейская письменность не знала гласных. При огласовке библейского текста, произведенной в VII в. по Р[ождестве] Х[ристовом] масоретами, священному четырёх буквенному имени (YHWH), встречающемуся в Библии ок[оло] 7 тыс[яч] раз, были приданы гласные звуки слова Адонай, которым это имя заменялось при чтении. Отсюда возникло - Иегова».

«Толковая Библия». В комментариях к тексту Синодального перевода, составленных в 1904-1913 годах, встречаются формы «Иегова» и «Ягве». Смотри,
например, Бытие 2:5; Исход 3:14; 6:3.

Перевод И. Ш. Шифмана. В этом переводе Пятикнижия последовательно используется имя «Яхве».

Перевод С. С. Аверинцева. В комментарии к Иову 1:6 написано: «Господь - в подлиннике здесь и далее имя „Яхве“».

«Еврейский Новый Завет». В тексте вместо Божьего имени стоит слово «Адонай», а в сносках к этому слову говорится: «Господь, Иегова».

В «Словаре имён и понятий», который даётся в конце книги, также встречается форма «Яхве».

Перевод архимандрита Филарета. В его переводе книги Бытие имя «Иегова» используется более 160 раз (Архимандрит Филарет [Дроздов].

Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. СПб., 1819).

Перевод епископа Агафангела. В своем переводе книги Иов автор последовательно использует имя «Иегова» (Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. Вятка, 1860).

Перевод И. Максимовича. В предисловии к своему переводу профессор И. Максимович пишет, что имя «Иегова… сохранено в русском переводе везде,
где оно встречается в еврейском тексте,- по той причине, что слово… [Ки́риос], которым почти везде… [в Септуагинте] заменяли это еврейское слово, а равно и славянское: Господь далеко не выражают понятия, заключающегося в еврейском слове: Иегова» (Царства. Паралипоменон. Киев, 1860).

Перевод М. Гуляева. В своем переводе исторических книг Библии профессор Киевской духовной академии М. Гуляев последовательно использовал имя
«Иегова» (Исторические книги Священного Писания Ветхого Завета. Киев, 1866).

Почему во многих переводах Библии имя Бога встречается очень редко или же не встречается вовсе?

В предисловии к одному английскому переводу Библии (Revised Standard Version) объясняется: «По двум причинам Комитет вернулся к более знакомому
обыкновению „Библии короля Якова“ [опускать имя Бога]:

1) слово „Иегова“ не представляет точно какой-нибудь формы Имени, которая когда-либо употреблялась в еврейском языке;

2) употребление любого собственного имени для одного единственного Бога - как будто есть другие боги, от которых его нужно было бы отличать,- было упразднено в иудаизме уже до христианской эры и совершенно неуместно для вселенской веры Христианской Церкви».

Таким образом, удаляя из Священного Писания личное имя его Автора, которое встречается в оригинальном еврейском тексте чаще любого другого имени или титула, переводчики руководствуются собственным представлением о том, что приемлемо, а что нет.

Поступая так, они следуют примеру приверженцев иудаизма, о которых Иисус Христос сказал: «Вы отменили слово Бога ради вашей традиции» [Матф. 15:6].

Переводчики, которые чувствуют себя обязанными включить в свой перевод личное имя Бога хотя бы один раз, судя по всему, следуют традиции, заложенной Уильямом Тиндалом, который в 1530 году использовал Божье имя в своем переводе Пятикнижия и таким образом положил конец обычаю полностью опускать имя Бога.

Использовали ли имя Иегова движимые духом Бога писатели Христианских Греческих Писаний?

В IV веке Иероним в своем труде «О знаменитых мужах» (Гл. 3) писал: «Матфей, он же Левий, из мытаря апостол, первый в Иудее для уверовавших из обрезания написал евангелие Христово еврейскими буквами и словами» (цит. по: Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1879. Ч. 5. С. 290).

В Евангелии от Матфея цитируются 11 отрывков из Еврейских Писаний, в которых есть тетраграмматон. Нет никаких оснований полагать, что Матфей, цитируя еврейский текст, что-то в нём изменил.

Другие писатели Христианских Греческих Писаний сотни раз цитировали Септуагинту, перевод Еврейских Писаний на греческий язык, в ранних копиях
которой еврейский тетраграмматон стоял прямо в греческом тексте.

Ученики Христа, которые относились к имени Отца так же, как относился к нему сам Иисус, сохранили бы это имя в цитатах из Септуагинты. (Сравни Иоанна 17:6, 26.)

В «Журнале библейской литературы» Джордж Ховард (George Howard), из Университета штата Джорджия (США), писал: «Достоверно известно, что евреи,
говорившие по-гречески, продолжали писать יהוה в своих текстах на греческом языке.

И первые христиане из евреев, отличавшиеся консервативностью взглядов и говорившие по-гречески, вряд ли отказались от этого обычая. Хотя, говоря о Боге, они, вероятно, использовали слова… [Бог] и… [Господь], они бы никогда не удалили тетраграмму из библейского текста.

[…] Так как тетраграмма стояла в копиях греческой Библии, которой пользовалась ранняя церковь, логично заключить, что, цитируя Писание, писатели Н[ового] З[авета] сохранили тетраграмму в библейском тексте. […] Но когда её удалили из греческого В[етхого] З[авета], её удалили также из ветхозаветных цитат, встречавшихся в Н[овом] З[авете].

Таким образом, примерно в начале II века тетраграмма в обоих Заветах, судя по всему, была вытеснена словами-заменителями» (Journal of Biblical Literature. 1977. Март. Т. 96. № 1. С. 76-77).

Какая из форм Божьего имени правильная: Иегова или Яхве?

Сегодня никто из людей не знает точно, как это имя звучало по-еврейски. Почему?

В древнееврейском языке на письме обозначались только согласные - без гласных. Пока этот язык был обиходным, при чтении нужные гласные легко восстанавливались.

Однако со временем среди иудеев возникло суеверие, что произносить Божье имя вслух неправильно, поэтому они стали заменять его другими словами.

Столетия спустя иудейские учёные разработали систему точек, которые указывали, какие гласные нужно использовать при чтении древнееврейских текстов.

Но когда дело касалось четырех согласных, обозначающих Божье имя, к ним подставляли знаки гласных тех слов, которые использовались вместо этого имени. Поэтому в конце концов первоначальное произношение Божьего имени было забыто.

Многие учёные отдают предпочтение форме «Яхве», но полной уверенности в том, что эта форма правильная, нет, как нет и единого мнения среди учёных
о том, как именно должно произноситься Божье имя. Нужно отметить, что форма «Иегова» более привычна для русского читателя, так как она давно вошла в русский язык.

В своём переводе Библии Дж. Б. Ротергам предпочёл использовать в Еврейских Писаниях форму «Яхве» (Yahweh) (Rotherham J. B. The Emphasised Bible).

Однако в более поздней работе, посвящённой исследованию псалмов, он употребил форму «Иегова» (Jehovah). Почему?

Он объясняет: «Употребление этой английской формы Памятного имени… в настоящем переводе Псалтыря продиктовано не убежденностью в том, что это произношение правильнее, чем Яхве, а исключительно практическими соображениями - желанием сохранить связь с народом,- а для этого важно, чтобы Божье имя легко узнавалось» (Rotherham J. B. Studies in the Psalms. Лондон, 1911. С. 29).

Рассмотрев несколько вариантов произношения Божьего имени, немецкий профессор Густав Фридрих Элер сделал такой вывод: «С этого момента я
употребляю слово „Иегова“, потому что теперь это имя более прочно укоренилось в нашем обиходе и не может быть вытеснено» (Oehler G. F. Theologie des Alten Testaments. Штутгарт, 1882. С. 143).

Иезуитский учёный Поль Жоуон говорит: «В наших переводах, вместо (предположительной) формы Яхве, мы использовали форму Иегова… которая
является общепринятой литературной формой во французском языке» (Joüon P. Grammaire de l’hébreu biblique. Рим, 1923. С. 49, сноска).

Одно и то же имя в разных языках может звучать по-разному. Иисус был евреем, и его имя по-еврейски, возможно, звучало как Йешу́а.

Однако писатели Христианских Греческих Писаний использовали греческую форму этого имени, Иесу́с. В большинстве современных языков это имя произносится по — разному, но мы не колеблясь используем ту форму, которая привычна в нашем языке.

Это верно и в отношении других библейских имён, в том числе и в отношении имени Бога. Свидетели Иеговы не настаивают на том, что Иегова - это единственно правильное произношение Божьего имени.

Самое важное для них - употреблять Божье имя, используя то произношение и написание этого имени, которое закрепилось в языке и стало легко узнаваемым.

Также они хотят словами и делами прославлять Того, кому принадлежит это имя. Разве не должны стремиться к этому все истинные служители Бога?

Почему важно знать и употреблять личное имя Бога?

Есть ли у вас близкий друг, имя которого вы не знаете? Для людей, которые не знают Бога по имени, он часто является обезличенной силой, а не реальной личностью. Для них он не тот, с кем можно развить близкие отношения, кого можно любить и кому можно излить своё сердце в молитве. А если они и молятся, их молитвы часто сводятся к формальному повторению заученных фраз.

Истинные христиане получили от Иисуса Христа задание подготавливать учеников во всех народах. Но как научить людей ясно отличать истинного Бога от
ложных богов, которым поклоняются в разных народах? Так же, как это делается в самой Библии,- используя его личное имя (Матф. 28:19, 20; 1 Кор. 8:5, 6).

Исх. 3:15: «Бог… сказал Моисею: „Вот что ты скажешь сыновьям Израиля: „Иегова, Бог ваших предков… послал меня к вам“. Это моё имя на века, и под этим именем меня будут помнить из поколения в поколение“».

Ис. 12:4: «Благодарите Иегову! Призывайте его имя. Рассказывайте среди народов о его делах. Говорите, как возвышенно его имя».

Иез. 38:17, 23: «Так говорит Владыка Господь Иегова: „[…] И я возвеличусь и освящусь и дам узнать себя многим народам, и они узнают, что я Иегова“».

Мал. 3:16: «Боящиеся Иегову говорили друг с другом, каждый со своим ближним, а Иегова внимательно слушал. И перед ним писалась памятная книга о тех, кто боится Иегову и размышляет о его имени».

Иоан. 17:26: «[Иисус молился своему Отцу:] Я открыл им [своим ученикам] твоё имя и еще открою, чтобы они проявляли такую же любовь, какую ты проявляешь ко мне, и чтобы я был в единстве с ними».

Деян. 15:14: «Симеон подробно изложил, как Бог впервые обратил внимание на другие народы, чтобы собрать из них народ во имя своё».

Можно ли сказать, что Иегова Бог в Ветхом Завете и Иисус Христос в Новом Завете - одна и та же личность?

Матф. 4:10: «Иисус сказал ему: „Отойди, Сатана! Ведь написано: „Поклоняйся твоему Богу Иегове [«Господу», СП и другие] и только ему совершай священное служение“».

Здесь Иисус, конечно, не говорит, что поклоняться нужно ему.

Иоан. 8:54: «Иисус ответил [иудеям]: „Если я сам себя прославляю, то моя слава - ничто. Меня прославляет мой Отец - тот, кого вы называете своим Богом“».

Как видно из Еврейских Писаний, Иегова - это Бог, которому поклонялись иудеи. Иисус не сказал, что он сам и есть Иегова, он сказал, что Иегова - его Отец. Этим Иисус ясно дал понять, что они с Отцом разные личности.

Пс. 110:1: «Вот слово Иеговы к моему [Давида] Господу: „Сиди по правую руку от меня, пока я не положу твоих врагов тебе под ноги“».

Из слов Иисуса, записанных в Матфея 22:41-45, видно, что он сам и есть Господь Давида, о котором говорится в этом псалме. Поэтому Иисус - это не Иегова, а тот, к кому обращены слова Иеговы.)

Флп. 2:9-11: «Поэтому Бог ещё больше возвысил его [Иисуса Христа] и даровал ему имя, которое выше всякого имени, чтобы перед именем Иисуса преклонили колени все, кто на небе, и все, кто на земле, и все, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога, Отца».

Эти слова показывают, что Иисус Христос и Бог, Отец,- разные личности и что Иисус подчинён Отцу.

Как можно любить Иегову и в то же время бояться его?

В Библии говорится, что мы должны и любить Иегову (Луки 10:27), и бояться его (1 Пет. 2:17; Прит. 1:7; 2:1-5; 16:6).

Благотворный страх перед Богом побудит нас быть осторожными и избегать всего, что может вызвать его неодобрение.

Любовь к Иегове побудит нас от всей души делать то, что ему нравится, а также выражать признательность за бесчисленные проявления его любви и незаслуженной доброты.

Примеры. Сын, как правило, боится огорчить своего отца, а признательность за всё, что отец делает для него, побуждает сына искренне любить отца.

Аквалангист любит море, однако благотворный страх перед морем подсказывает ему, что некоторых действий стоит избегать.

Подобным образом, любовь к Богу должна сочетаться с благотворным страхом сделать то, что могло бы вызвать его неодобрение.

Жизнь самый дивный дар

Скажите пожалуйста, директор Иванов - "директор" это имя или должность? А господин Иванов -"господин" это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай . В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх.4:10,13; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно - Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение - Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом - йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1.Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2.В книги Исаии читаем: «Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис.47:4). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. «Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш"» (Ис.63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф - имя Ему» (Ис.48:2). Здесь указано еще одно имя - Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава - войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф - имя Ему» (Ам.4:13); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15:16).

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии - Теос; в слав. и рус. - Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии - Пантократор; в слав. и рус. Библии - Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20).