Конспект занятия осень во 2 младшей группе. Занятие по экологическому воспитанию в младшей группе «Чудо-овощи на грядке


Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Приоритетная образовательная область
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?

Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)


Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.



Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).


Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),


затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.


Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.


Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»

«Перелётные птицы».

Образовательные: Уточнить название зимующих птиц, расширить знание детей о перелётных птицах, их образе жизни.

Развивающие:

1. Определить возможность прилёта ласточек в Ростовскую область.

2. Развивать связную и монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Предварительная работа.

Беседы на темы «Жизнь птиц зимой», «Что мы знаем о птицах? », «Что было бы, если бы не было птиц? ». Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» Скребицкого, «Скворец на чужбине» Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина.

Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц, д /игры, подвижные игры. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. Сорока, ворона, галка, синичка, дятел, сова, воробей, голубь.

Воспитатель. Правильно эти птицы остаются у нас зимовать.

Сюрпризный момент. Стук в окно, появляется на окне письмо, воспитатель берёт и читает стих.

Кто-то бросил мне в окошко, посмотрите письмецо.

Может это воробьишко пролетая, обронил.

Может кот как мышку на окошко заманил?

Воспитатель. Ребята от кого письмо пришло вам хотелось бы узнать? Тогда отгадайте загадку.

Загадка. Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен точно вилы. Если я летаю низко – значит дождик где-то близко.

Дети - ласточка.

Воспитатель читает письмо ласточки.

Дорогие ребята! Пишет вам ласточка из далёкого края. Все перелётные птицы, зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя Родина! Но я не знаю когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы для птичек не найти.

Ребята, помогите, пожалуйста. Напишите когда мне можно возвращаться?

Ваша подруга ласточка.

Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам. В какой весенний месяц?

Дети - да, хотим.

Воспитатель. Дети, а когда птицы возвращаются на Родину?

Дети - птицы возвращаются весной.

Воспитатель. Давайте вспомним куда улетают птицы осенью, когда наступают холода.

Дети. Птицы улетают на юг, в тёплые края.

Воспитатель. А почему они улетают?

Дети. Для них нет корма.

Воспитатель. Так в какое время года птицы возвращаются на Родину? Как называются такие птицы?

Дети. Перелётные птицы возвращаются весной.

Воспитатель. Почему возвращаются перелётные птицы?

Дети. Птицы возвращаются потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти семена, прошлогодние плоды.

Воспитатель. Какие насекомые появляются первыми?

Дети. Те, которые зимуют под листочками, травкой, корой деревьев: это жуки, бабочки, мухи.

Воспитатель. Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше - почему?

Дети. Есть корм для них, это нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой

Качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Игра «Улетают - не улетают».

Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.

Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.

Воспитатель. Грачи прилетают первыми, они ходят по земле и собирают семена, плоды, червяков. Грачей называют вестниками весны. В народе говорят – грач на горе, весна на дворе. За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке?

Загадка. На шесте дворец, во дворце певец, как зовут его?

Дети. Скворец.

Воспитатель. И так вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки, дикие утки, гуси, лебеди.

А сейчас дети – птички расскажут о себе.

Скворец. Прилетели мы скворцы молодой весны гонцы. Червяков мы клюём и поём, поём. Я возвращаюсь домой, когда ещё холодно. Апрельское солнышко только начинает пригревать. Моя весёлая трель означает конец зимы и наступление долгожданного тепла.

Хотя я отлично пою сам, но люблю подражать пению других птиц. Я питаюсь червяками, гусеницами, личинками. И помогаю огородникам уничтожать вредных жуков.

Воспитатель. Когда деревья оденутся листвою, прилетает следующая птица.

Загадка. Эта птичка никогда, для птенцов не вьёт гнезда. Сядет где-то на суку и кричит ку-ку.

Дети - это кукушка.

Кукушка. Я на ёлке на суку счёт веду – ку-ку-ку-ку. Я прячусь на самой макушке высоких деревьев, в густых зелёных ветвях. Я приношу нашим лесам большую пользу: так, как уничтожаю мохнатых гусениц, они опасные враги леса. Они поедают листья, стебли и почки растений и лес может засохнуть.

Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки. Почему?

Дети. Потому, что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые: комары, мошки, появляются позднее.

Ласточка. Меня вы можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Я ласточка - птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мошек, мух, комаров. Но когда на небе появляется много туч, я тогда низко к земле опускаюсь. Особенно нам ласточкам плохо в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Жизнь моя тесно связана с жизнью человека. Я своё гнездо строю под крышей домов. Считается, что если ласточка поселилась под крышей дома - это к счастью.

Воспитатель. Ребята, так что мы ответим ласточке? Можно ли ей лететь к нам?

Дети. Да, можно.

Воспитатель. Я написала письмо ласточке, чтобы она прилетала.

Письмо. Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада «Теремок». У нас сейчас март, первый месяц весны. Но скоро наступит апрель и май. Май месяц зелени и цветов, это самый красивый и тёплый весенний месяц. Цветут сады. В лесу раздаётся голос кукушки и трель соловья. В воздухе будет много мелких мошек, мух и комаров. Всё будет готово к твоему возвращению. Когда ты получишь письмо лети, ласточка лети. Мы тебя ждём. Ребята мы отправим это письмо, ласточка получит его и прилетит к нам, а мы будем её ждать.

Итог занятия.

Воспитатель. О каких птицах мы сегодня говорили?

Дети. О перелётных.

Воспитатель. Какое полезное дело для леса делают птицы?

Дети. Птицы уничтожают гусениц, мух. Комаров и других вредных насекомых.

Игра «Кто лишний? »

На магнитной доске два дерева: одно весеннее с листьями, другое с голыми ветками зимнее. На столе лежат картинки с зимующими и перелётными птицами и несколько (2) домашних птиц. Дети по очереди берут птиц и ставят на дерево с листьями перелётных птиц, на зимнее зимующих птиц, а остаются на столе домашние птицы, они лишние.

Воспитатель проверяет, правильно - ли дети выполнили задание.

Даёт оценку, как дети работали на занятии.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель называет зимующих и перелётных птиц. Дети слушают внимательно и хлопают в ладоши, если услышат что-то другое.

Ворона, синица, спица, кукушка, игрушка, сорока, ласточка, бабочка, воробей, голубь, глобус, страус, снегирь, кактус, дятел, муха, галка, грач, мяч.

Материал: Два письма, дерево зимнее и весеннее, магнитная доска, магнит, силуэты птиц, шапочки для птиц.

Сюрпризный момент: загадывание загадок, игра «Улетают не улетают», игра «Кто лишний» игра «Не ошибись», физминутка «Лебеди».

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Чудо-овощи на грядке» в младшей группе детского сада

Цель:

Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.

Задачи:

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и погоде.
Учить различать по внешнему виду овощи, называть их.
Дать понятие о месте их выращивания, о том, что из них можно приготовить.
Дать знания детям, связанные со сбором урожая.
Учить детей соотносить предметы по цвету, передавать результаты в речи.
Учить детей рассказывать выразительно стихи. Развивать память. Учить отгадывать загадки.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Здороваются. Звучит фоновая музыка.

Воспитатель:

Осень золотая ходит по дорожкам,
У нее на ножках желтые сапожки.
Осень золотая снова к нам придет
И своих друзей к нам в гости приведет.

Давайте с вами Осень позовем. Скажем все вместе:

Осень, осень в гости просим.

Выход Осени.

Осень:

Слышу, слышу, что вы ждете.
Слышу, слышу, что зовете.
Здравствуйте, мои друзья, а вот и я. И я пришла к вам не одна, а с друзьями.
А кто у меня друзья, вы догадались?

Ответы детей (тучки, дождик, разноцветные листочки).

Осень:

Да, ребята. Осенью часто идут дожди, погода пасмурная. Листья на деревьях желтеют и опадают.

Воспитатель:

Осень, а мы знаем песенку. Давайте ребята, споем ее.

Воспроизводится песня «Снова осень к нам пришла».

Осень:

Молодцы. А еще осенью птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме: запасают грибы, ягоды, семена. Осенью люди собирают урожай, готовят припасы на зиму, копают огород.

Вижу листик необычный,
С виду очень симпатичный.
И написано на нем…
Это мы сейчас прочтем.

Осень:

Приходите в огород,
Посмотреть, как все растет.
Все растет и цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород,
Очень интересно.

Осень:

Мы корзиночку возьмем и пойдем на огород.
Будем песни петь, плясать, урожай собирать.

Мы пройдем по узкой тропинке. Ну, вот, мы на огороде. И представиться вам рад, овощной наш отряд.

Я и свежий, и соленый,
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.

Что это, ребята? Кто догадался? (Ответы детей).

Толя:

Огурцы солят на зиму в банке, бочке.

Молодцы. Полезай огурец в нашу корзину. А этот овощ представит Женя.

Про меня рассказ не длинный,
Кто не знает витамина.
Пейте мой морковный сок
И грызи морковку!

Осень:

Будешь ты тогда дружок,
Сильным, смелым, ловким.

Вопросы к детям:

Какого цвета? Формы? Обвести пальчиком.

Полезай морковка в нашу корзину.

Осень:

Послушайте и отгадайте загадку.

Семьдесят одежек,
И все без застежек. (капуста)

Осень:

Не суди капусту строго, что на ней одежек много.

Саша:

Белая и хрустная,
Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная
Прогоню болезни я.

Капуста выросла большая, сочная, хрустная. Самое время засолить ее на зиму.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

С детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Осень:

Молодцы. Теперь капусты нам хватит на всю зиму. А теперь послушаем что нам расскажет лук.

Кирилл:

Я – приправа в каждом блюде,
И всегда полезен людям.
Всем я – друг,
Я простой зеленый лук!

Осень:

И ты лучок, полезай в нашу корзину.
А про себя расскажет еще картошка.

Полина:

Я картошка круглая,
Красивая и круглая!
Чтобы не состариться,
Люблю в кастрюле париться!

Осень:

Полезай и ты, картошка, в наше лукошко. А еще на огороде поспели помидоры: красные, желтые, есть и зеленые. Но они все перемешались. Помогите их разложить по корзинам.

Молодцы. Хороший урожай собрали. А теперь давайте танцевать (под музыку «Овощной танец»).

За деревом слышится возня. Достаю зайца.

Осень:

Ребята, к нам зайка пришел. Давайте с ним поиграем. Я вас сейчас превращу в зайчиков. Раз, два, три, повернись и в зайчаток превратись!

Физкультминутка «Веселые зайчата»

Ну-ка, зайцы, все присели,
Друг на друга поглядели,
Что у зайцев на макушке?
Пляшут весело там ушки!
Прыг-скок, прыг-скок
Поскакали все в лесок!

Раз, два, три, повернись и в ребяток превратись. Как мы весело поиграли с зайчиком. Давайте угостим зайку овощами, которые собрали на огороде. Что любит зайка? (Ответы детей).

Угощаем его морковкой и капустой, отправляем в лес.

Осень:

А нам пора возвращаться с огорода домой.
Идем по тропинке в детский сад.

Вопросы:

Где мы с вами были? (на огороде)
Что собирали в корзину? (овощи)
Какие овощи? (морковку, огурец, лук, капусту)
Кто приходил в гости? (зайка)
Что он любит? (морковку, капуста)

Осень:

Все вы молодцы. Хорошо потрудились. Я тоже пришла к вам не с пустыми руками.
Раз, два, три, волшебство свершись,
Угощенье для ребят появись.

(Воспитатель достаёт из корзины угощение).

Осень:

Угощайтесь на здоровье. А мне пора с вами прощаться. До свидания.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Заглянула осень в лес "Материал предназначен для воспитателей ДОУ, подойдёт для закрепления знаний у детей 3-4 лет о времени года - осень.

Задачи: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении природы листопаде; закреплять в памяти детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая); развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.

Техническое обеспечение: Игрушка – ёжик; большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; картинка с изображением грача; искусственные деревья - ёлка и берёза; макет солнца; аудиозапись "Октябрь " П. И. Чайковского; еловая ветка.

Билингвальный компонент: kyз – осень, кiрпiк – ёжик, аю – медведь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?

Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,

Улыбается в оконце, А зовут его все …(солнце)

(Показывает макет солнца.)

Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)

У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень. (Обращаю внимание на картину «Осенний лес».) Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг! Нравится, дети?

Д/и «Какая погода? »

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?

Дети: Дождливая.

Воспитатель: Дует ветер?

Дети: Ветреная.

Воспитатель: А если на улице пасмурно, значит погода какая?

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если погода сырая? Значит на улице…

Дети: На улице сыро.

Воспитатель: На улице хмуро? Значит погода…

Дети: Погода хмурая.

Воспитатель: На улице солнечно и ясно.

Дети: То погода ясная и солнечная.

Воспитатель: Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.

Игра «Шагают наши ножки»

По тропинке мы пойдём

Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали

К лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке (шагают)

Шагают наши ножки.

Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, какое дерево, какое оно красивое, кудрявое.

Даша, как называется это дерево?

«Белая берёза косы распустила

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.»

Воспитатель: Назар, скажи, какого цвета ствол у берёзы?

Воспитатель: Посмотрите как много у берёзы красивых развесистых веток.

Какого цвета листья на берёзе?

Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые.)

Дети, а листочки у березы маленькие или большие?

Правильно, листочки у березы маленькие.

Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. Возьмите один в левую руку и один в правую руку. Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Ветер и листочки».

Игра «Ветер и листочки».

Я буду ветер, а вы – листочки. Вы их ловите, кружитесь, качайтесь в разные стороны. Движения выполняйте после моих слов. Слушайте внимательно! Слова игры:

«Ветер по лесу летал,

Ветер листики срывал.

Мы ладошки подставляли,

Все листочки мы поймали.

Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)

Покружи ты наш листок,

Покружи, поверти

И на землю опусти. (Приседают.)

Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)

И качается листок.

А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю! Будем порядок наводить!

Игра «Дорожки»

Мы дорожки подметаем, – дети выполняют взмахи руками в стороны;

Дружно в кучки собираем,- имитируют сбор листьев;

Чтоб гуляли малыши,- дети шагают;

Веселились от души,- хлопают в ладоши.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какое чудесное дерево!

Воспитатель: Саша, как называется это дерево?

Саша: Это ёлка.

Воспитатель: Подумайте, чем оно отличается от других деревьев?

Дети: Это елка. У нее нет листьев.

Воспитатель: Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?

Дети: Колючие, острые, прямые.

Воспитатель: У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово.

Дети: Хвоя.

Воспитатель: Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете?

Дети: Запах.

Воспитатель: Какой запах?

Дети: Ароматный, душистый, приятный.

Воспитатель: Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это?

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.

Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)

А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?

- Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. Давайте ему поможем. Соберём для него листья вот в эту корзину!

(Дети собирают листья и складывают в корзину.)

Ёжик благодарит детей за помощь.

Дети, мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и спит до весны, а мы ему не дадим спать.

Подвижная игра « Мишка косолапый».

"Мишка, мишка, хватит спать!

Выходи к нам играть!

Нас так много - ты один,

Спать тебе мы не дадим! " (Дети убегают от водящего).

Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать очень хочется. До свидания, дети!

Дети: До свидания, Мишка!

Воспитатель: Ой, а кто это к нам залетел попрощаться?

Дети: Грач.

Воспитатель: А почему он хочет с нами попрощаться?

Дети: Потому что он улетает на зиму в тёплые края.

Воспитатель: Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной!

Воспитатель: Ёжик хочет вам загадать загадку.

На колючках у ежат

Два горчичника лежат.

Значит, их поставил кто-то.

Только где же этот доктор?

Лес вздохнул и листья сбросил,

Догадался? Это осень!

«Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла – дети шагают;

Деток радует она, – хлопают в ладоши;

Разукрасила наш сад, – выполняют движения руками «волна»;

Подарила листопад! – приседают, касаются руками земли.

Осень: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, Осень!

Д/и «Узнай на вкус».

Осень: Дети, вы так много знаете обо мне. Спасибо вам за это, за доброту вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать. У меня для вас есть угощение. Это фрукты и овощи. Посмотрим, узнаете ли вы их на вкус. Закрывайте глазки. (Осень раздаёт угощение.)

Воспитатель: Все узнали, чем вас угостила Осень? Что нужно сказать Осени?

Дети: Спасибо!

Осень: Пожалуйста! До новых встреч! До свидания!

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.

(Дети под музыку уходят из зала.)