Что такое бюджетный кредит. Кому могут быть предоставлены бюджетные кредиты: особенности получения Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является


Кредитование в России занимаются не только банки и небанковские депозитно-кредитные организации. Одной из разновидностью считаются государственные средства, направляемые на выдачу займов юрлицам, прочим участникам бюджетной системы и даже иностранным государствам.

Откуда поступают деньги для бюджетных займов, и кто готов их ссудить, рассмотрим ниже.

Как формируется фонд правительства

Предоставлять деньги компаниям из бюджета возможно за счет иностранных кредитов, с обязательной денег, полученных юрлицам ранее. Дополнительно есть ряд условий, поступающих уже из бюджетного кодекса страны.

В частности, средства идут на согласование ссуды для юридических предприятий и муниципальных организаций. Разрабатывается ежегодная программа государственных займов России, где расписаны лимиты, проценты, сроки выдачи рублей.

Также указан и получатели денег. Инициировать предоставление помощи может ЦБ РФ.

Кто может претендовать

Как и с банковскими займами, составляется договор, где прописываются все сторон. Стоит условие об возвратности денег, предоставляются весомые доказательства платежеспособности, есть обеспечение и прочие гарантии для правительства.

Возможно, будет иметь место поручительство от физлиц и юрлиц. В некоторых программах прописывается залог в виде ликвидного имущества стоимостью до 100% от размера выданного кредита.

Программа никогда не будет согласована, если заёмщики, поручители, созаёмщики уже получили ранее помощь из бюджета, либо, наоборот, успели ее просрочить.

Государственные органы, уполномоченные выдавать бюджетные кредиты, принимают во внимание поручительство юрлиц, когда величина их собственности (всех активов в данном случае) немногим меньше, чем уровень 3 ссуд, по которым они планируют выступать гарантами.

Платежеспособность заёмщиков

В процессе согласования принимает непосредственное участие Министерство финансов РФ, а также органы муниципального образования, которые включены в перечень для выполнения таких действий. Тщательно проводится оценка финансового состояния предприятия, его поручителя, созаемщика.

Даже после получения рублей от правительства уполномоченные органы продолжают контролировать платежеспособность получателя и всех участников сделки.

Если обнаружиться, что показатели падают, то согласно условиям договора, некоторые пункты об обеспечении ссуды могут измениться.

Нарушение соглашения

В случае расходования бюджетных денег на цели, не указанные в кредитном договоре, а также при отсутствии гарантий по выполнению обязательств, государство просто потребует немедленного возврата средств.

Когда мирного урегулирования вопроса достичь не получается, схема выдачи государственных средств предусматривает денег. В этом случае меры направлены не только на плательщика, но и всех его гарантов.

Инициируется продажа залогового имущества. Обязательства будут считаться погашенными, когда последний платеж осядет на счетах ЦБ России.

Если вы хотите узнать, как получить кредит без отказа? Тогда пройдите по

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок - от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное - пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Это форма финансирования бюджетных расходов, при которой предусматривается предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В соответствии со ст. 76 БК РФ он может предоставляться юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, однако только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Юридическим лицам, которые имеют просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, бюджетный кредит не выдается. Указанный кредит предоставляется на условиях как возвратности, так и воз-мездности.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита в соответствии с требованиями БК РФ является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюд-
§ 2. Формы государственного и муниципального долг
даетного кредита финансовым органом (уполномоченным им органом). Эта проверка может производиться и в любое время действия кредита. Цели, на которые предоставляются бюджетные кредиты, условия, порядок и лимиты, а также ограничения по субъектам их использования указываются при утверждении ежегодного закона о бюджете. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение устаЛ новленного порядка предоставления бюджетных кредитов является основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов. Важно заметить, что возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Порядок предоставления бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям урегулирован ст. 77 БК РФ. Особенностью их предоставления является то, что бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются указанным субъектам лишь в пределах лимитов, установленных соответствующими бюджетами.
Их получатели обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование в установленные сроки.
Таким образом, бюджетный кредит следует отличать от бюджетной ссуды. Несмотря на то, что она, как и бюджетный кредит, предоставляется за счет средств бюджета, на возвратной основе и может быть возмездной (что, следует отметить, не совсем типично для понятия ссуды), однако предоставляется она только бюджетам на срок не более шести месяцев в пределах финансового года и может быть безвозмездной.
При этом все кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ, и государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, и бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, относятся к внутренним источниками финансирования дефицита федерального бюджета. К внешним источникам относятся: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ. В соответствии со ст. 95 БК РФ источником финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть только внутренние.

К ним могут относиться: государственные займы регионального уровня; соответствующие бюджетные ссуды и бюджетные кредиты; а также кредиты, полученные от кредитных
организаций. Соответствующие источники финансирования дефицита установлены и для местного бюджета. Муниципальные образования, как и субъекты РФ, могут использовать в указанных целях только внутренние источники.
Порядок и цели предоставления бюджетных Ссуд субъектам РФ регламентированы ст. 137 БК РФ. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов (обусловленных сезонным характером затрат либо поступлений доходов) на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Важно заметить, что местному бюджету, наряду с оказанием финансовой помощи из регионального бюджета в различных формах, могут быть также предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок и условия их предоставления определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с БК РФ и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Самостоятельной формой государственного и муниципального долга являются также договоры о предоставлении Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями государственных и соответственно муниципальных гарантий. Государственной или муниципальной гарантией (ст. 115 БК РФ) признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, ее субъект или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Законодатель устанавливает обязательность письменной формы указанной гарантии и закрепляет, что несоблюдение такой формы государственной (муниципальной) гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
§ 2. Формы государственного и муниципального долга 539
В целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Указом Президента РФ «О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» от 23 июля 1997 г. установлено, что гарантии или поручительства Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внр-бюджетные фонды1. Гарантия должна содержать помимо сведений о гаранте, включающих его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), также наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта, и объем обязательств по гарантий. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым она предоставлена. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Однако предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. В случае, когда гарант исполняет обязательство получателя гарантии, он приобретает право требования от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной
(муниципальной) гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Несколько иные правила установлены относительно гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ. Такие гарантии, в отличие от составляющих внутренний долг, могут предусматривать не субсидиарную, а солидарную ответственность гаранта.
Важно заметить, что в соответствии с нормами БК РФ исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
В Кодексе получили самостоятельное закрепление нормы, регламентирующие особенности предоставления государственных гарантий РФ (ст. 116), а также гарантий субъектов.РФ и муниципальных гарантий (ст. 117). Единым здесь является то, что общая сумма гарантий (соответственно Федерации, субъектов, муници- СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3606.
Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)
пальных образований) должна обязательно включаться в состав государственного и муниципального долга как самостоятельный вид долгового обязательства. Государственные гарантии от имени РФ предоставляются Правительством РФ. При этом Минфин России (либо иной уполномоченный орган) представляет Правительство РФ на всех переговорах и заключает соглашения от имени Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий РФ.
Субфедеральные и муниципальные гарантии предоставляются, в отличие от гарантий РФ, не только субъектам РФ, муниципальным образованиям, но и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. Государственные гарантии субфедерального уровня предоставляются соответствующим органом исполнительной власти, а муниципальные - уполномоченным органом местного самоуправления.
Последней (пятой) формой государственных федеральных долговых обязательств, указанной в БК РФ, являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. И если под пролонгацией долговых обязательств понимают продление срока их действия на тех же условиях, то понятие реструктуризации долга получило правовое закрепление в БК РФ. Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия их обслуживания и погашения. Сама реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 БК РФ). Долговые обязательства в данном случае - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).
§ 2. Формы государственного и муниципального долга
В случае эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и управления субъектов РФ, краев и областей, городов и регионов регистрация ценных бумаг проводится Минфином России1.
По субфедеральным и муниципальным обязательствам, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга в случае неплатежеспособности эмитентов* возлагается на РФ. В случае отсутствия гарантий ПравительстваЛ. РФ ответственности по указанным долговым обязательствам Федерация не несет. Формы и условия выпуска региональных и муниципальных долговых обязательств устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, казначейские векселя, которые появились на территории России в 1994 г.2 В соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе»3 были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что РФ, субъекты РФ и муниципальные образования имеют право обязываться по векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. Следует отметить, что указанное положение Закона было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Совет Федерации обратился с запросом в Конституционный Суд, полагая, что, введя эту норму, федеральный законодатель вторгся в компетенцию субъектов РФ и муниципальных образований, ограничив ее необходимостью издания федерального закона. Однако Конституционный Суд РФ отказал в принятии данного запроса, указав в своем определении от 4 декабря 1997 г., что РФ, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой при" См. п. 5 Инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» от 3 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями) // Журнал «Закон». 1992. № 12; Российские вести. 1993. 2 дек.; БНА. 1997. №10. С. 63
См.: Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 г. Утв. постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. // САПП. 1994. №17. Ст. 1406. 3 СЗ РФ. 1997. №11. Ст. 1238.
Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)
роды не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы. При этом, по смыслу п. 2 ст. 124 ГК РФ, к властвующим субъектам, участвующим в гражданских отношениях, применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Поэто-; му, закрепив в части второй ст. 2 Федерального закона «О переводном и простом векселе» необходимость принятия специального федерального закона, регулирующего вексельный оборот с участием государства, государственных и муниципальных образований, федеральный законодатель действовал в рамках предоставленной ему Конституцией РФ компетенции1.
Важно отметить, что в РФ и в настоящее время нет закона, который предусматривал бы право субъектов РФ либо муниципальных образований обязываться по простому (переводному) векселю, сущность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обусловленном обязательстве векселедателя или иного лица - плательщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока получения взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).
Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота2.
Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных - 10 лет.
" См. также постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» от 4 декабря 2000 г. // Российская газета. 2001. 13 янв. 2 См.: Основные условия продажи золота путем выпуска Минфином РФ золотых сертификатов 1993 г. // Экономика и жизнь. 1993. № 40; постановление Правительства РФ «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» от 27 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3897; Условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом, от 28 октября 1998 г. // Российская газета. 1999. 12 янв. § 2. Формы государственного и муниципального долга

Бюджетный кредит – этоопределенная форма финансирования бюджетных расходов, предполагающая предоставление денежных средств юридическим лицам или другому бюджету на возмездной и возвратной основах.

Бюджетный кредит выдается юридическим лицам, которые не являются муниципальными или государственными предпринимателями.

Для этого заключается специальный договор с условием, что заемщик обеспечит исполнение обязательств по возврату долга.

Способы обеспечения исполнения обязательств следующие:

  • Поручительства
  • Банковские гарантии
  • Залог имущества (акций, других ценных бумаг, паев в размере 100% от предоставляемой суммы кредита).

Обеспечение по бюджетному кредиту должно обладать высокой ликвидностью.

Условия предоставления бюджетных кредитов

Кроме определения, указанного выше, существует и другое. Бюджетный кредит – этоденьги, которые предоставляются бюджетом другому бюджету системы РФ, юридическому лицу (кроме муниципальных или государственных организаций), иностранному государству или юридическому лицу на возмездной или возвратной основах.

Условием для предоставления такого кредита является предварительная ежедневная проверка финансового состояния кредитуемого. Если заемщик не может обеспечить возврат, то займ ему выдан не будет.

Получатели бюджетного кредита предоставляют отчет об его использовании. Уполномоченные органы могут в любое время действия договора проверить целевое использование средств и самого заемщика.

Бюджетный кредит из федерального бюджета может предоставляться бюджетам субъектов РФ на срок равный одному году. Процентная ставка устанавливается федеральным законом на следующий финансовый год.

Если в срок, определенный заранее, долг не возвращен, то не выплаченный остаток погашается за счет таких средств:

  • Отчислений от федеральных налогов и сборов;
  • Дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

На срок в 1 год выдается бюджетный кредит и местным бюджетам. Если в установленный срок кредит не возвращен, то остаток погашается за счет:

  • Дотаций местному бюджету из бюджета субъектов России;
  • Отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов.

Введение…………………………………………………………………….стр. 3

1. Основные понятия, принципы и цели бюджетного кредитования

1.1 Понятие и сущность бюджетного кредитования……………………..стр. 5

1.2 Функции и цели бюджетного кредитования………………………….стр. 9

1.3 Формы и механизм бюджетного кредитования………………………стр. 13

2. Бюджетное кредитование в России на современном этапе

2.1 Теоретико-правовой аспект бюджетного кредитования.……………стр. 21

2.2 Правовая ответственность за нарушение условий бюджетного

кредитования ………………………………………………….……………стр. 27

Заключение…………………………………………………………………стр.37

Список литературы………………………………………………………….стр.39

ВВЕДЕНИЕ

Государственное кредитование юридических лиц осуществляется в современной России уже более десяти лет. Формой государственного кредитования, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной основе, является бюджетный кредит.

Заемщиками государственных бюджетных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Следует отметить, что финансирование получателей бюджетных средств на возвратной основе получило широкое распространение только в девяностые годы. Причем если в начале девяностых годов условия предоставления бюджетных средств на возвратной и платной основе не были четко определены и в связи с этим их предоставление можно было назвать стихийным, то с 1995 года регулирование данных отношений приобрело более упорядоченный характер (статьи 35, 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год», в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации было предоставлено право финансировать конкретные расходы на условиях возвратности и платности). Основной причиной введения метода возвратного финансирования в 1995 году явился поиск более эффективного использования бюджетных средств и оказания финансовой поддержки важнейшим секторам экономики.

Вступивший в силу с 1 января 2000г. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил более четкие правовые основы предоставления государственных бюджетных средств. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита стало проведение проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом в любое время действия кредита, а также проверка целевого использования бюджетного кредита.

Переходя к исследованию принципов и механизмов бюджетного кредитования в Российской Федерации, необходимо отметить, что понятие «бюджетный кредит» следует отличать от понятия «государственный кредит». В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. То есть можно сказать, что «бюджетность» кредита является следствием его «государственности».

Понятие «государственный кредит» охватывает несколько видов договорных отношений. Во-первых, это договоры, в которых государство выступает в роли заемщика-должника, осуществляющего привлечение денежных средств различных займодавцев-кредиторов. К таким договорам отнесены договоры государственного займа (статья 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6 Бюджетного кодекса РФ), а также кредиты, предоставляемые кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Во-вторых, это договоры, в которых государство выступает в качестве кредитора, предоставляющего бюджетные средства на возвратной основе. К ним отнесены договоры бюджетного кредита, договоры налогового кредита и договоры предоставления средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.

Таким образом, бюджетный кредит является одной из специальных разновидностей государственного кредита.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

1.1 Понятие и сущность бюджетного кредитования

Под бюджетным кредитованием согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации понимают предоставление денежных средств одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах .

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерацией субъекту Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Таким образом, получателем бюджетного кредита является публично-правовое образование, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование и юридические лица.

Одним из условий предоставления бюджетного кредита является то, что он может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований). Особенности предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются ст. 93.5 БК РФ, а в случае реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам по нормам, установленным главой 15 БК РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Отсюда вытекает, что данной категории присущи основные принципы кредитования. Бюджетный кредит носит целевой характер, поскольку при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, являются банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Согласно действующему законодательству обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Предусмотрена также проверка целевого использования бюджетного кредита, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями. При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

С 1 января 2008г. законодатель устанавливает понятие реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения .

Как новая форма централизованного перераспределения финансовых ресурсов, бюджетные кредиты появились после Второй мировой войны и быстро превратились в активный инструмент государства по структурной перестройке экономики. Наибольшее распространение бюджетные кредиты получили в Великобритании, где они выдаются из Национального фонда займов государственным корпорациям и местным органам самоуправления сроком на 5, 10, 15 и 25 лет под очень высокие проценты (13-14% годовых). Во Франции бюджетные кредиты поступают заемщикам через Фонд экономического и социального развития, формирование которого в значит, мере осуществляется за счет бюджетных средств. Фонд выдает долгосрочные займы сроком от 7 до 20 лет, причем не только государственным корпорациям, но и частным монополиям; особенно крупные займы предоставляются производителям сельскохозяйственной продукции. В России бюджетные кредиты стали использоваться сравнительно недавно -после перевода экономики страны на рыночные основы хозяйствования. Предоставляются они в большинстве своем на инвестиционные цели и служат одной из форм государственной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства, модернизацию оборудования и т.п. Бюджетные кредиты могут получить российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (за исключением предприятий с участием иностранного капитала) при соблюдении ими установленных требований, дающих право на бюджетный кредит. Одинаковую экономическую суть с бюджетным кредитом имеют бюджетные ссуды; они выдаются из вышестоящего бюджета исполнит, органом регионального и муниципальных уровней на покрытие внутригодовых кассовых разрывов, образующихся в региональных и местных бюджетах в ходе их исполнения. Бюджетный кредит следует отличать от государственных кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам; на основе государственных кредитов возникают долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией.