Твердый шипящий согласный звук. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)


Шипящие звуки

Шипящие звуки ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:

    - (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов

    Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

    ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова

    Гриф индейка … Википедия

    Вертишейка … Википедия

    Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

    Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных

    Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия

    Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

Книги

  • Шипящие звуки , Новоторцева Н.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
  • Шипящие звуки , Н. В. Новоторцева. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Игровой дидактический материал для автоматизации звуков. ФГОС ДО , Теремкова Наталья Эрнестовна. Альбом "Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ" является частью серии" Логопедические парные картинки", предназначенной для закрепления (автоматизации) правильного произношения часто искажаемых звуков у…

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

Буква Звуки Буква Звуки
Б [б ], [б" ] П [п ], [п" ]
В [в ], [в" ] Р [р ], [р" ]
Г [г ], [г" ] С [с ], [с" ]
Д [д ], [д" ] Т [т ], [т" ]
Ж [ж ], [ж" ] Ф [ф ], [ф" ]
З [з ], [з" ] Х [х ], [х" ]
Й [й" ] Ц [ц ]
К [к ], [к" ] Ч [ч" ]
Л [л ], [л" ] Ш [ш ]
М [м ], [м" ] Щ [щ" ]
Н [н ], [н" ]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [" ].

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :

на ло ку мы фэ

Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :

бе лё ки ню ля

Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака - Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

рысь [рыс" ], огонь [огон" ], вьюга [в"й"уга ].

Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

Парные согласные по твёрдости - мягкости :

Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.

Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].

Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

Ч [ч" ], Щ [щ" ], Й [й" ].

В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж" ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :

вожжи, дребезжать, дождь .

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч" ].

Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].

Некоторые звуки составляют пару: звонкий - глухой, такие звуки называются парными.

Парные согласные по глухости - звонкости :

Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .

Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж ], [ш ], [ч" ], [щ" ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] - это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

жук [жук ], шут [шут ]

Звуки [ч" ] и [щ" ] - это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

чиж [ч"иж ], щит [щ"ит ]

Звуки [з ], [з" ], [с ], [с" ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук [й" ]: рай [рай" ].

Буква Й пишется:

  1. В начале слов:

    йод, йогурт .

  2. В середине слов, перед согласными буквами:

    лайка, майка, кофейник .

  3. В конце слов:

    рай, май, твой .

Звук [й" ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й" ] встречается в словах, не содержащих букву Й :

  1. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:

    яма [й"ама ],

  2. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:

    дует [дуй"эт ],

  3. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ ):

    въезд [вй"эзд ],

  4. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь ):

    льёт [л"й"от ],

  5. гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь ):

    ульи [ул"й"и ].

Все звуки русского языка создаются при помощи тона (голоса) и называются гласными или различного положения языка, губ и т.д. и называются согласными. Согласные, в свою очередь, разделяются по особенностям произведения на твердые/мягкие и глухие/звонкие. В отдельную группу выделяются шипящие звуки, обладающие специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Что такое шипящие согласные

Шипящие звуки дают следующие четыре буквы:

Такое название они получили, потому что их произношение отчасти похоже на шипение. Чтобы правильно произнести данные звуки, нужно немного вытянуть губы вперед и начать выдыхать воздух в щель между приподнятым кончиком языка и нёбом.

Шипящие имеют особые фонетические признаки и неслучайно являются составляющими сразу нескольких правил правописания (например, знаменитого правила "ЖИ-ШИ пиши с буквой И" или "ЧА-ЩА пиши с буквой А"). Поговорим об особенностях признаков данных звуков.

Фонетические характеристики шипящих

Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом:

  • [ш] - согласный, глухой/парный, твердый/непарный;
  • [ж] - согласный, звонкий/парный, твердый/непарный;
  • [ч] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный;
  • [щ] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный.

Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки [ш] и [ж].

Шипящие звуки в составе слова

Из-за своих особенностей шипящие звуки располагаются в слове в определенной позиции и ставятся только перед конкретными звуками (с этим и связаны правила орфографии, в которых они участвуют). Например:

  • мышонок - [мышОнак] - после [ш] пишется и произносится О, потому что этот звук всегда твердый и не может стоять перед смягчающим Ё;
  • жилет - [жылЕт] - после [ж] пишется И, но произносится [ы], поскольку он всегда твердый и не может стоять перед смягчающим [и];
  • щука [щУка] - после [щ] пишется и произносится У, поскольку он всегда мягкий и писать рядом дополнительный смягчающий Ю просто не имеет смысла.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Класс: 1

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!

II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.

2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё .

3. Да! Вы правильно решили:
Буква тапохожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

4. На расческу такпохожа:
Три зубца всего. Ну что же?

А какие звуки обозначают эти буквы?

Это вам задание для чистописания,

III. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

  1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
  2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
  3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
  4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

IV. Самоопределение к деятельности.

(на доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

Что вы о них знаете?

Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

V. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

Что вы узнали?

Упр. 3(с. 104)

([Ж])

А во второй? ([Ш])

Оба звука произносятся твёрдо.)

Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

VI. Физкультминутка.

(Музыкальная физкультминутка)

VII. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 4 (с. 106)

Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

А во второй? ([Ч"])

Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

Прочитайте сведения о языке на стр.106.

Дайте характеристику этим звукам.

  1. Работа в Рабочей тетради.

Упр. 59 (с. 53)

    Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

Упр. 60 (с. 53)

    Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

    Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

1. Знакомство с новым словом.

    Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

    Найдите тему сегодняшнего урока.

    Зайдите в раздел словарная работа.

    С каким словом мы сегодня познакомимся?

    Послушайте информацию об этом слове.

    Сколько в слове слогов?

    Какой ударный?

    Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

    Разделите слова для переноса.

    Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

    Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

3. Повторение ранее изученного материала.

    Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

    Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

    Как вы справились с заданием?

X. Подведение итогов урока.

    Какие согласные звуки называются шипящими?