Анализ произведения Казакова “Тихое утро”. Анализируем произведения В чем проявляется историзм рассказа тихое утро


Составить характеристику героя – Яшка из рассказа тихое утро

Яшка типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы

Спасение Володи заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яша в какой-то момент уже не верил, что Володя выживет.

Эта сцена, конечно, характеризует Яшу, здесь он становится главным героем рассказа. Сначала Яша автоматически попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге.

Потом, подгоняемый страшными звуками помчался за помощью в деревню, но остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя, надеяться не на кого. Когда Яшка вернулся, Володя уже скрылся под водой. Преодолевая себя, Яша вскрикнул и скатился вниз, прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку. Володя вцепился в Яшу и чуть не утопил его. Оторвав от себя москвича, Яша отплыл и отдышался. Так все кругом было красиво, утро было такое тихое, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его.

Чувств Яши в этот момент. Володю больше не видно, и Яшке приходится нырять, чтобы найти его. Здесь нет описания чувств, есть только описание действий: Яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой, глубоко, с перерывами вдохнул и нырнул. Оказалось, что Володя запутался ногой в высокой траве. Яша, задыхаясь, выплыл сам и вытащил Володю. Но на этом испытания не закончились. Яшка начал делать искусственное дыхание не помогает. Стало еще страшнее, ведь все оказалось напрасным: Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица. Убежать нельзя, некому помочь. И мальчишка вновь действует, делает все, что может и знает: Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти. Изо рта Володи хлынула вода, когда обессиливший Яша хотел бросить все и бежать куда глаза глядят. Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка. И опять Яшка реагирует на ситуацию поэтапно: сначала никого сейчас не любил он больше Володи, а потом у него из глаз хлынули слезы. Оба парня пришли в себя, оба в шоке от произошедшего. Единственное, что может сейчас, ужасаясь и удивляясь, сказать Володя: Как я тону-ул. а Яшка плачет и по-детски злится: Да-а Ты уто-па-тьа мне тебя спаса-а-ать

И все это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, мы узнали, каким человеком будет Яша, когда вырастет, как он поведет себя в критической ситуации.

Яшка типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: А не рано? Городской мальчик полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Вот

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Яшка – деревенский мальчик. Он обещал взять москвича Володю с собой на рыбалку. Яшка знает рыбные места, по его словам,...
  2. Жанр произведения – психологический рассказ. Героев двое – деревенский житель Яшка и его новый знакомый, при­ехавший из Москвы погостить, Володя....

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.

В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…

Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.

В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действия произведения происходят ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.

Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.

Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его.

Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».

Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной». Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню», раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.

Природа в рассказе Предстоящая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу.

Он наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!»

Река Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте». Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась», и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног». В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватившись за прибрежную осоку».

Природа в рассказе Но вокруг царит утренний покой: « Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как – то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг: туман пришёл в движение, стала видна серая роса на ёлках и кустах…»

Природа в рассказе Постепенно в душах мальчиков воцаряется мирное настроение, как и должно быть на рыбалке среди красоты и покоя, дарованного тихим утром.

Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.

Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…

Тихое утро

Список использованной литературы: Юрий Казаков " Тихое утро »2009 г. материалы сайтов « www . openclass . ru » « www . ped - sovet . ru » « www . prosholu . ru »

Спасибо за внимание!

Жанр произведения – психологический рассказ. Героев двое – деревенский житель Яшка и его новый знакомый, при­ехавший из Москвы погостить, Володя. Основа сюжета – поведе­ние двух ребят, совершенно разных по характеру и образу мыс­лей, в экстремальной ситуации.

Завязка – подготовка мальчиков к рыбалке, утренняя прогулка по селу. Кульминация – ситуа­ция, когда Володя едва не утонул, и Яшкино бегство с места возможной трагедии. Но Яшка пересилил свой страх, и все закон­чилось благополучно. Развязка – спасение Володи и то, что он жив и может разговаривать. Пережитые эмоции находят выход в слезах.

Писатель рассматривает все нюансы – от раздражения Яшки неумелостью “столичной штучки” до желания городского жителя Володи угодить ему, животный страх и чувство самосохранения, которые отступают перед совестью Яшки и голосом разума. Воло­дина беспомощность является мерилом Яшкиной порядочности.

(2 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Яшка – деревенский мальчик. Он обещал взять москвича Володю с собой на рыбалку. Яшка знает рыбные места, по его словам,...
  2. Ранним утром, когда в избе было еще темно, и мать не доила корову, Яшка встал, отыскал свои старые штаны и...
  3. Когда мы думаем о хороших рассказах, на ум приходят чаще всего Чехов, Тургенев, Бунин. Но ошибкой было бы считать, что,...
  4. Смысл ст-я прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают...
  5. Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале “Осколки “) рассказ “Пересолил” относится к ранним юмористическим рассказам А....
  6. Ранние рассказы Казакова оставались в кругу дозволенной сердечности. В высшей степени показателен рассказ “Голубое и зеленое” (1956). Казаков говорил, что...
  7. Рассказ Юрия Казакова “По дороге” посвящен теме социальных изменений в селе в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. Главные герои рассказа –...

>Сочинения по произведению Тихое утро

Описание Яшки и Володи

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» о настоящей дружбе и взаимовыручке. Он повествует о жизни в сельской местности и о разнице между сельскими и городскими жителями. Главные герои рассказа Яшка и Володя . Яшка - типичный деревенский мальчишка, который всегда ходит с босыми ногами и испачканными руками. Старые штаны и рубаха - вся его одежда. Он по натуре прямолинейный и немного резкий. В деревне его считают лучшим среди мальчишек в рыбацком деле. Володя - мальчик из Москвы. Это типичный городской житель, немного изнеженный и непрактичный. Он более мягкий и уступчивый.

Володя никогда не бывал на рыбалке, но очень мечтал об этом. Зная об этом, Яшка однажды встал с утра пораньше, пока вся деревня спала, накопал червяков и отправился за Володей. Сначала Володя не хотел вставать так рано, но ради рыбалки согласился. Когда он стал натягивать ботинки, Яшка начал над ним издеваться, ведь у них вся деревня босая ходит. Володе не нравились эти издевки, но ради рыбалки он терпел. По дороге они разговорились. Говорили, в основном, о рыбалке и об охоте. Омут, в котором они собирались рыбачить, оказался зловеще черным. Сельчане говорили, что купаться в нем нельзя, так как затянет.

Первую рыбу Яшка упустил, но со второго раза поймал леща. Володина удочка тоже зашевелилась. Пытаясь ее удержать, он потерял равновесие и упал в воду. Яшка сначала разозлился, что его друг такой неуклюжий, но, увидев, что Володя тонет, не на шутку перепугался. Он хотел было бежать в деревню за помощью, но не стал бросать друга одного и сам прыгнул в воду спасать его. С первого раза не удалось вытащить Володю, так как тот чуть не утопил его. Со второго раза с большим трудом Яшка все-таки вытащил друга на берег и привел в чувство. Оба они были здорово напуганы. Когда Володя пришел в себя, они заплакали, то ли от страха, то ли от радости.

В конце рассказа мальчики поняли, как важны дружба и взаимовыручка. Несмотря на все пререкания, они знали, что каждый из них поступил бы также в такой сложной ситуации. В частности Яшка показал себя с самой лучшей стороны. Хоть он и ворчал на столичного гостя за его изнеженность, а в трудной ситуации он его не бросил. Вот, что значит настоящая дружба.