Кто такие кипчаки где их территория. Происхождение и расовая принадлежность кыпчаков


Академия наук СССР. Башкирский филиал. Институт истории, языка и литературы.

РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. МОСКВА, НАУКА, 1974. ©

Ответственный редактор Т.А. Жданко.

Материалы в электронном виде предоставлены Б.А. Муратовым.

ЭТНИЧЕСКАЯИСТОРИЯБАШКИРСКИХ КИПЧАКОВ

Кипчаки и Дешт-и-Кипчак

Известия о кипчаках (половцах, куманах) разбросаны в многочисленных письменных памятниках средневековья как восточных, так и западных (библиографию см.: Бартольд, 1968а; Плетнева, 1958). Постоянно растет число научных публикаций, средневековых текстов, содержащих новые факты и сведения о кипчакских племенах. В последние годы накоплен значительный археологический материал, который исследователи более уверенно, чем прежде, связывают с кипчаками. На основе существенно расширенной и обновленной фактологической базы создан и опубликован ряд исследований, обобщающих историю кипчаков в одном из крупных регионов их расселения в эпоху средневековья: в Средней Азии, Поволжье и на Северном Кавказе, Урале и в южнорусских степях (новую сводку источников исследований о кипчаках см.: Кумеков, 1972). И все же было бы чрезвычайным оптимизмом считать, что в истории кипчаков все ясно. Напротив, более чем через полстолетие после известных работ В. Б. Бартольда, И. Маркварта и других исследователей возникает необходимость вновь обобщить огромный материал по истории кипчаков и оценить их роль в этнической и политической истории целого ряда народов. Историческая лингвистика своей классификацией тюркских языков, а также выделением в их западной ветви обширной кипчакской группы шире других дисциплин оценила место кипчаков на завершающих стадиях этнического оформления многих народов Восточной Европы и Средней Азии. Создание исследования по этнической и политической истории кипчаков с эпохи древности до позднего средневековья - одна из нерешенных задач исторической науки. Изучение кипчакских родоплеменных образований в отдельных регионах или в составе тех или иных этносов, надо надеяться, поможет будущей разработке общей истории кипчаков.

Древняя история кипчаков теряется в глубине веков. Вероятно, первое достоверное известие о них относится к середине VIII в.: в надписи на памятнике уйгурскому кагану Моюн-Чуру (другая транскрипция имени - Баянчора), упоминаются “тюрки-кипчаки, которые “властвовали [над нами] пятьдесят лет”. Следовательно, по крайней мере, с конца VII в. кипчаки были жителями Саяно-Алтайского нагорья или же пришельцами сюда с соседних областей. Еще Е. Грум-Гржимайло доказывал, а позже его поддержал М. И. Артамонов, что предки кипчаков представляли собой западную ветвь алтайских динлинов, и в конце 1 в. до н. э. были покорены хуннами” (Грум-Гржимайло, 1926, стр. 57- 59; Артамонов). Эта гипотеза опирается на идентификацию “страны кипчаков” из сообщений средневековых мусульманских авторов с “владением... Кюеше”, “покоренном” хуннами, из древнекитайских источников (Бичурин, 1950, стр. 1, 50). Если предложенная идентификация верна, то родина кипчаков - верхнее течение Иртыша и прилегающие, к нему степи.

В восточных источниках кипчаки впервые упоминаются Ибн-Хордадбехом (IX в.); позже известия о них и кимаках становятся обычными в арабо-персидской и тюркской литературе. Основная территория расселения кимако-кипчакских племен до конца X в. большинством источников очерчивается в границах среднего течения Иртыша и смежных с юга областей. Кипчаки и кимаки были родственными племенами, однако, согласно новейшим исследованиям, полностью их отождествлять не следует. Кипчаки в VIII-XI вв. политически связаны с кимаками, возможно зависимы от них; кипчаки и кимаки, вероятно, говорили на различных диалектах одного языка (см. МК, 1960, стр. 66). В то же время политическая зависимость кипчаков от кимаков не была стабильной, а в этнокультурной характеристике тех и других имелись своеобразия, связанные, может быть, с различиями в потоках их этногенеза (Кумеков, 1972, стр. 42-44).

В X в., а возможно и раньше, начинается движение кипчаков в южном (на Сырдарыо) и западном (в Поволжье, южнорусские степи) направлениях. Кипчакская миграционная тенденция, нарастая, достигает кульминации в XI в. Именно в это время сырдарьинские и приаральские степи получают наименование Дешт-и-Кипчак. По мере расселения и возвышения кипчаков новое название распространяется на запад; к концу XI-началу XII в. «кипчакскими степями» (Дешт-и-Кипчак) становится огромная полоса территории Евразии - от Иртыша до Дуная.

В многочисленных контактах кипчаков в процессе их миграции на юг и запад наибольшее значение в плане формирования их собственного этнического облика имели взаимодействия с печенегами и огузами. Печенегов кипчаки знали еще в период пребывания в Азии: кыпчакские племена в VIII-IX вв. были северными соседями печенегов, кочевавших на Сырдарье и в Приаралье. Не лишены основания предположения о том, что в волнах кочевников, которые докатились в VIII и тем более в IX в. до Северного Кавказа, был кипчакский компонент (Поляк, 1964, стр. 42). Речь, конечно, не идет о массовой миграции, но более раннее, чем принято считать, проникновение кипчаков на запад не следует недооценивать. Появление в Приаралье и в южнорусских степях кипчакских групп в период этнического преобладания там печенегов свидетельствует об активности кипчаков и о начавшемся возвышении одного из мощных степных объединений средневековья.

Взаимоотношения кипчаков с огузами не очень ясны. Этническая близость их отмечается в ряде источников. М. Кашгари говорит о близости языка огузов и кыпчаков (МК, 1960, стр. 66); по Рашид ад-дину, кипчаки происходят от народа, который «смешался» с родом Огуза (1952, стр. 83). В некоторых исследованиях кипчаки перечисляются среди 24 колен огузов . По преданию, очень широко распространенному и в подробностях переданному Рашид ад-дином (1952, стр. 84) и Абу-л-Гази (Кононов, 1958, стр. 43-44), Кипчак был сыном одного из погибших в битве «нукеров» или «беков» Огуз-хана. Мальчика, родившегося в походе, Огуз-хан усыновил и назвал Кипчаком, а когда он вырос и возмужал, дал ему «много илей и нукеров» и послал покорить края «Тина, Итиля, Яика», где Кипчак царствовал «триста лет». В шежере башкирских кыпсаков передается (с некоторыми нюансами) та же легенда: «…Кыпсак из рода Лукман Хакима; его отец был военачальником в орде Огуз-хана; после того как его войско было побеждено, а он сам [отец Кыпсака] умер, Кыпсака, родившегося на дорогах войны, Огуз-хан взял на своё попечение » (БШ, стр. 95; другие варианты - БШ, стр. 104, 115). Эти предания и легенды напоминают, вероятно, об этнических связях кыпчаков и огузов, о взаимном их проникновении в эпоху, когда огузы жили на Сырдарье и были южными соседями кипчако-кимакских племен. Несмотря на древние связи, истоки происхождения огузов и кипчаков были, кажется, разные. Кипчаки, по Абу-л-Гази относятся к тем «нескольким илям», которым Огуз-хан дал имя, «но которые не происходят из его рода» (Кононов, 1958, стр. 51). При движении на запад кипчаки вобрали в себя огузо-печенежские племена западноказахстанских и прикаспийско-причерноморских степей; в XI- XII вв. они представляли собой по существу конгломерат преимущественно тюркских племен, при кипчакской политической и этнокультурной гегемонии.

Политическое возвышение кипчаков относится к XII - первым десятилетиям XIII в. Хотя они и не создали единого государства, но, господствуя на огромной территории, так или иначе участвовали во многих крупных исторических событиях той эпохи.

Главные политические устремления кипчаков были направлены на южнорусские степи и богатое Причерноморье. Башкирия была периферией па этом пути и мало интересовала кочевников в период их возвышения. Это, естественно, не исключает проникновения кыпчакских групп в Башкирию в X - XI вв. и даже раньше, так как традиционные связи башкир с Сырдарьей, Приаральем и Северным Кавказом не прерывались. Когда в X в. кипчако-кимакские племена стали господствовать на Сырдарье и в Приаралье, северо-западные пределы их кочевий достигали Южного Урала (Кумеков, 1972, стр. 60). В это время отдельные группы кыпчаков могли проникать на север, вплоть до районов Приуралья. Но все же нет оснований полагать, что кипчакское проникновение в Башкирию до начала XIII в. было массовым. Крупныевторжениякочевников-кипчаковнепрошлибынезамеченными в переживавшем тогда пору расцвета Булгарском государстве; отложились бы эти события и в башкирских шежере. Между тем на этот счет пока не обнаруженоникакихсведений. Первые сообщения о появлении кипчаковв Башкирии относятся к эпохе начала завоевательного похода монголов в ВосточнуюЕвропу.Слухострашнойугрозе,опережаямонгольский авангард, проник в Дешт-и-Кипчакскиестепи, и ужеодно это привелоядвижениекочевников.ВЛаврентьевскойлетописи (1229 г.) говорится о массовом движении кипчаков на болгарские земли «перед татары» . Аналогичные сведения содержат восточные источники: по Ибн-ал-Асиру, «кипчаки бежали без всякого боя» перед приближением монгольских войск; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну русских » (Тизенгаузен, 1884,стр. 26).Значительнаячастькыпчаковнаправилась в Приуралье и Поволжье. Об этом сообщает Абу-л-Гази; нарисовав страшную картину разгрома войсками Джучи-хана кипчаков, он завершает рассказ словами: «Те из них, которые спаслись, ушли к иштекам » (Кононов, 1958, стр. 44)

Таким образом, массовая кипчакская миграция в Башкирию совпадает по времени с кануном и началом монгольских завоеваний в Восточной Европе.

Об этническом составе средневековых кипчаков

Названия кипчакских племен со ссылкой на летопись XIII в., составленную при мамлюкском эмире Бэйбарсе, сообщает Ан-Нувайри(XIV в.): токсоба, иета, бурджоглы, бурлы, кангуоглы, анджоглы, дурут, карабароглы, джузнан, карабиркли, котян . Позже перечень Ан-Нувайри повторил Ибн-Халдун (Тизенгаузен, 1887, стр. 540-541). В восточных источниках названы наиболее крупные племена кыпчаков. Менее значительные племена, не говоря уже о подразделениях племен, за редким исключением, не привлекли внимания хронистов.Лишь Ад-Димашки (XIII-начало XIV в.), отмечая приход части кыпчаков в Хорезм , перечисляет их разветвления: тау(та F ), бузанки, башкырд , и др.,(Навширванов 1929, стр. 83-84) . Анализ родоплеменного состава народов кыпчакской группы также выявляет неизвестные ранее этнонимы, восходящие к основному населению Дешт-и-Кипчака. Таким образом, для примера, является байбакты , название казахского рода Младшего Жуза, в древней части генеалогии которого, имеется имя Токсаба, соответствующее названию наиболее крупного половецкого племени (Востров, Муканов, 1968, стр. 94-95).

К средневековым кипчакам в историко-этнографической литературе возводят обычно те родоплеменные образования, в названиях которых присутствуют элементы «кыпчак» или этнонимы, перечисленные в списке Ан-Нувайри. Родоплеменные группы кыпчак (и их тамги) зафиксированы в составе следующих народов:

Народ, племя, род

Тамга, исследователь и его труды

1. Ногайцы - племя кыпчак(кыпшак) в составе кара-ногаев и ак-ногаев

__\ __\ (Баскаков,1940, стр. 133, 136, 188-189).

2. Крымские татары - племя кыпчак

|| (Навширванов, 1929, стр.83)

3. Башкиры - племя кыпсак и род кара-кыпсак в составе племени кыпсак

|| (см. табл. 10)

4. Казахи - племя кыпчак в составе

Среднего Жуза

||//\\ = (Соколов, 1904, стр. 91; Аманжолов, 1959, стр.12; Востров,Муканов, 1968, стр.75) или

5. Киргизы - племя кыпчак в составе

группы ичкилик

-+(Абрамзон, 1060,стр.104)

6. Каракалпаки - племя кыпчак(кыпшак) в составе арыса Он торть уру

| (Жданко,1950, c тр.37)

7. Узбеки - "главный род" кыпчак в составе зеравшанских узбеков

Тамгане указана. (Гребенкин,1872, стр.59, 100)

8. Алтайцы - род (сеок) кыпчак

Тамгане указана. (Потапов,1969, стр.23-24)

Топонимы Кыпчак зафиксированы в районах расселения османских турков (Еремеев, 1971, стр. 94) и гагаузов (Баскаков, 1964, стр. 49).

Еслисчитатьногайскуюикиргизскуютамгивариациями тамги| , то все приведенные кыпчакские тамги сводятся к двум древним и близким между собой типам: черта и две черты. Тамга / была печенежской и была воспринята от них канглами, сформировавшимися на основе кипчако-печенежского смешения; тамга|| являясь ее удвоением, стала знаком многих более «молодых» кыпчакских образований. Возможно, единообразию кыпчакских тамг наогромной территории мы обязаны той иллюзии кыпчакского этнического единства, которая порой просматривается в некоторых работах.

Этнический состав средневековыхкыпчаков, есливспомнить историю их продвижения от Иртыша до Причерноморья, был не менее сложным, чем многих современных тюркских народов. Выше уже шла речь осмешении кыпчаковспеченегамииогузами. В перечне Ан-Нувайри, однако, немного этнонимическихследов кипчако-печенего-огузского смешения, хотя Ибн-Халдунделает весьма важное добавление о том, что «все перечисленные племена не от одного рода» (Тизенгаузен,1887,стр.542).Кангуоглы, очевидно, те же канглы, которые многими исследователями отождествляются с кангарами (самоназвание печенегов) и кенгерес орхонских надписей начала VIII в. (Голубовский,1884, стр. 55; Гумилёв, 1967, стр.143) . В то же время канглы рассматриваются как смешанные печенего-кипчакские племена, сохранившие в Дешт-и-Кипчаке старый этноним. Точно также печенего-огузское племя 6аяут ( баут, баят ) в XII в. выступает в составе кыпчаков или канглы (Толстов, 1947, стр. 93). Огузскими по происхождению, но появившимися в Восточной Европе в связи с движением кыпчаков, являются, как увидим ниже, этнонимы туркмен в составе башкир и ногайцев, монгольскими - герей (гэрэйле, гэрэй, гэрэ ) в составе башкир.

О наличии в составе кыпчаков монгольского компонента писал еще И. Маркварт, и в этом поддержал его В. В. Бартольд(1968, стр. 400). Ибн-Халдун оставил на эту тему следующее сообщение: «Ход рассказа... указывает на то, что племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар » (Тизенгаузен, 1884, стр. 541- 532). В этом аспекте происхождениекыпчаковобстоятельному исследованию, кажется, еще не подвергалось, хотя сравнительно недавно была вновь высказана мысль о том, что кыпчаки, а в их составе и монгольские группы проникали наСеверныйКавказ еще в VIII в. (Поляк, 1964). Вопрос о древнем монгольском компоненте в составе кыпчаков является чрезвычайно сложным, но постановка его, как видим, совершенно обоснована. В этом свете не могут не привлечь внимания некоторыеархеологические открытия последних лет. Реконструкция канов в кимакских жилищах на Сырдарье показала, что аналогии им восходят к системе отопления жилищ, распространенной в древнемонгольских городах. Эти наблюдения далиповодархеологамС. Ахинжанову и Л.Ерзаковичу обновить гипотезу И.Маркварта омонгольском или, по крайней мере, центральноазиатском происхождении кимаков(Ахинжанов и Ерзакович,1972, стр. 67-68).В Поволжье, в г. Булгары, раскопаны жилища, тип которых «характерен для монгольских городов»(Смирнов,1971, стр. 496). Хотямонгольскоепроисхождениекимаковневозможносчитатьдоказанным (см. об этом Кумеков, 1972, стр. 35-46), накопленный к настоящемувремениматериалпоказывает, чтоцентральноазиатский компонент(в том числе, вероятно, и монгольский)сыграл определенную роль в этнокультурном сложениикимако-кипчакских племен. Со временем, надо надеяться, появится возможность доказать этот тезис и на материалах тюрко-монгольской этнонимии. Присутствие в составе кипчаков монгольских групп в более позднее время аргументируется легче. Известно, что в XII в. (1125 г.) часть населения бывшей империи киданей (китаев) передвигается на запад в пределы Туркестана и образует государство кара-китаев (мусульманское название киданей),западные границы которого простираются до Каспийского моря. Однако кыпчаки столкнулись с киданями значительно раньше: восточные источники сообщают о движении китаев в районеБаласагуна в самомначале XI в. (Бартольд, 1968а, стр. 396). Взаимодействие кыпчаков с китаями, а позднее с кара-китаями сопровождалось инфильтрацией в кыпчакскую среду и тюркизацией монгольских родоплеменных групп, что нашло отражение в этнонимах ктай-кыпчак у казахов, узбеков и каракалпаков.

В Нижнем Поволжье и в Причерноморьекыпчакипо мере укрепления их влияния и могущества в степи поглощали и ассимилировали другие местные группы населения. Иначе трудно было быобъяснитьту«быструюпобеду»кыпчакскогоязыка в Золотой Орде, которую отмечают многие источники. Приведем известное сообщение Ал-Омари(XIV в.): «В древности это государство было страной кыпчаков. Но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнилисьс ними[кипчаками],и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они стали точно кипчаки как будто бы одного с ними рода...» (Тизенгаузен, 1887, стр. 235). Сравнительно легкая кипчакизация завоевателей объяснялась не только тем, что монголов в составе пришельцев было меньше, чем тюрков, как обычно подчеркивают в исторических исследованиях. Инерция кипчакизации монгольскихгрупп определилась раньше, и включение завоевателей-монголов в этот процесс было продолжением этнической традиции. Едва ли лишь дипломатическимисоображениямируководствовалисьмонголы, когда, стремясь расколоть совместную алано-кипчакскую оборону, по словам Ибн ал-Асира, заявляли кыпчакам:«Мы и вы - один народ и из одного племени...» (Тизенгаузен, 1941, стр. 32-33). Вконгломератекыпчакскихплемен,несмотрянаединый тюркский язык и степную культуру, не было мира и согласия. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчака в1222-1230 гг.было облегчено противоречиями и междоусобицами, которые раздирали половецкую степь. Ибн-Халдун объясняет межплеменные распри кипчаковразностьюпроисхожденияплемен(Поляк,1964, стр. 42-43). В. Г. Тизенгаузен публикует пространный отрывок изсочиненияАн-Нувайрио «старинном соперничестве» между кипчакскими племенами токсоба и дурут, которое завершилось переходом токсобичей на сторону завоевателей и разгромом дурутов (Тизенгаузен, 1887, стр. 541). Война между кыпчаками не только облегчила монголам их завоевательныепоходы, но и создала ситуацию, при которой кипчакские племена искали спасение от жестоких завоевателей или в дальних откочевках с половецкой степи, или покорялись монголам и с их помощью, подобно токсобичам стремились расправиться со своими давними противниками. Такова была сложная этническая и политическая обстановка в Дешт-и-Кипчаке в период начавшейся массовой миграции кыпчаков в Приуралье.

Этническая история башкирских кипчаков

В составе башкирских кипчаков (точнее, в составе родов, объединенных общим названием «кыпчак») выделяются три родовые группы, четко отличающиеся тамгами.

Основойп е р в о йг р у п п ы является род Кара-Кыпсак . Относительно написания и произношения этнонима Кара-Кыпсак существуют два мнения. Большинство исследователей до недавнего времени писали Кара-Кыпсак (k ара - черный). Д. Н. Соколов, опираясь на источники XVIII в. (Вельяминов-Зернов, 1864, приложение), высказал мнение, что правильное название рода Карый-Кыпсак (Соколов, 1904, стр. 5). Полевые материалы и шежере подтвердили заключение Д. Н. Соколова (БШ, стр. 102). Обычно информаторы этноним произносят в утвердившейся форме - Кара-Кыпсак, но наиболее сведущие старики еще твердо знают, что «древнее» название рода k арый , что, по их представлению, означает «исконный, самый старый» . На древнетюркском языке qari действительно означает «старый, старик» (ДТС, стр. 426), однако народное объяснение является, видимо, поздним осмыслением значения слова. В примечаниях к «Книге моего деда Коркута» А. Н. Кононов приводит различные значения слова ka р a в тюркских языках: "черный", "плохой", "дурной", но в то же время - "северный’, "главный", "большой", "могучий" (Кононов, 1962, стр. 259). Следовательно, Кара-Кыпсак (Карый-Кыпсак) мог быть этнонимом «могучих», «многочисленных» или «больших» кыпчаков. В этом плане любопытны и некоторые монгольские аналогии. В «Сокровенном сказании» термин qari [ха ri ] мн.ч. qarin встречается в значениях ‘род, племя, страна’ (Козин, 1941, стр. 524, 526). Б. Я. Владимирцев считал, что этот термин обозначает «большой род», «колено». Карый-Кыпсак мог означать, таким образом, «большой род кипчаков», «страну кипчаков» - термин, который персидские писатели передали как Дешт-и-Кипчак. Если идти дальше по предлагаемому пути анализа этнонима, уместно еще раз вспомнить замечание И. Маркварта о том, что кимаки, согласно мусульманским известиям, произошли от монголов, и особенно цитированное выше сообщение Ибн-Халдуна, что «племя Токсоба из татар». Окончательная оценка этих известий - не задача настоящей работы; в данном случае она сводится к тому, чтобы показать древность кара-кыпчакского рода, его далекие этногенетические связи с тюрко-монгольским этническим миром Алтая-Саянского нагорья и прилегающих областей.

Этноним Кара-Кыпсак, кроме башкир, зафиксирован у крымских татар (Маркович, 1928, стр. 11), синьцзянских киргизов (Абрамзон, 1959, стр. 338) и казахов, причем в составе казахов кара-кыпчакские роды являются «самыми разветвленными и многочисленными» (Востров, Муканов, 1968, стр. 75). Эта важная особенность целиком относится и к башкирским кара-кыпсакам, включавшим роды сарыш, аслы (ислы), сайкан (табл. 9). Некоторые родовые названия кара-кыпсаков имеют аналогии в этнонимии других народов. В составе зеравшанских кыпчаков зафиксирован род чарыш или сарыш (Гребенкин, 1872, стр. 100). В составе ногайцев также был род сарыш : в исторической песне «Ормамбет-бий» имеется образ дочери ногайского бия Айым или Сарыша-Айым (Толстова, Утемисов, 1963а, стр. 43). Топоним Сарыш-Кипчак зафиксирован в географической номенклатуре Крыма (Маркевич, 1928, стр. 11).

Происхождение кара-кыпсакского рода в башкирских шежере описывается в основных чертах так же, как в сочинениях Рашид ад-дина и Абу-л-Гази. Видимо, степная фольклорная традиция не знала границ. На башкирской почве средневековая концепция о происхождении кыпчаков несколько детализирована: Кыпчак-хан (или Кычак-хан) был приёмным сыном Огуза, который послал его завоёвывать «долину реки Итиль» (БШ, стр. 95). Триста лет царствовал Кыпчак-хан в своем государстве, и «все кыпчакские роды состоят из [его] потомков» (БШ, стр. 104). Что касается башкирских кыпчаков, то они - потомки Лач-бия (или Лаж-бля) - сына Кыпчак-хана. Сын Лач-бия, Кулсары-би, является отцом трёх тюб Карый-Кыпчаков», а другие кыпчакские роды - потомки другого сына Лач-бия - Алымлы или Алмай-бия (БШ, стр. 104, 116). В этих сообщениях обращают внимание, во-первых, четкие представления о различиях в происхождении кара-кыпсаков и остальных кыпчакских родов и, во-вторых, полное отсутствие в шежере и преданиях не кара-кыпсакских родов мотива об усыновлении Кыпчака Огуз-ханом и других сюжетов из традиционного кипчако-огузского фольклора.

В целом изложенное выше, а также кара-кыпсакский уран Токсаба указывают на этническое происхождение башкирских кара-кыпсаков от средневекового половецкого племени Токсаба - одного из древних племен Дешт-и-Кипчака, имевших тюрко-монгольское происхождение. Об этом же свидетельствует и типологическое единство тамг у большинства кыпчакских племен в составе разных народов (в случае с каракалпаками совпадают и ураны).

В т о р у юг р у п п у образуют роды гэрэй и карагай с тамгами П _/\_ Л . К ним примыкают роды санкем, бушман и суун, у которых, кромеуказанных,зафиксированатамга Y . Для рода бушман тамга-вилыявляетсяосновной, атамга-ворота - заимствованной(табл. 9).

Вопрос о происхождении рода бушман решается благодаря рассказу Ад-Джувайни и Рашид ад-дина о борьбе кыпчаков с монголами в период усмирения последними все еще сопротивляющегося населения захваченных половецких земель. Наиболее ожесточенным «на берегу Итиля» было сопротивление «Бачмана, одного из тамошних эмиров, из народа кыпчаков, из племени олбурлик», который собрал вокруг себя «скопище других беглецов» (Рашид ад-дин, 1960, стр. 38). Пойманный Бачман был жестоко казнен Менгу-кааном. Соплеменники Бачмана были истреблены или покорены завоевателями. Часть людей из окружения Бачмана бежала на север по Волге и к концу первой половины XIII в. присоединилась к башкирам. Но это переселение могло произойти и несколько позже, в золотоордынский период. У казахов род бушман входил в состав племени кунграт (Левшин, 1832, III, стр. 10); известно, что монгольское племя кунграт в процессе тюркизации вобрало в себя многие кыпчакские роды. Название кыпчакского племени олбурлик из которого происходят бушманы, является, очевидно, производным от этнонима бурлы из Ан-Нувайри.

(Судя по тому, что предание об эмире Бачмане и его борьбе с монголами было известно татарам (БТ ∂ , стр. 174 - 175) и проникло в татарскую письменную традицию (Усманов, 1972, стр. 116), кыпсаки-бушманы участвовали в этническом формировании и татарского народа. Подразделение бушман (бычман ) входит также в состав киргизского племени азык, которое С. М. Абрамзон относит к этническим группам алтайского происхождения (Абрамзон, 1971, стр. 39). Это последнее обстоятельство может означать, что бушман-бычман - тюркский этноним древнего происхождения, трансформировавшийся в преданиях согласно степной традиции в имя эмира бушман-кыпсаков (ср. Бурзян-бий, Кыпчак-бий и т. д.).

Несколько иначе выглядит этническая история гэрэй-кыпсаков. Тамгами племени кунграт казахов Среднего Жуза являются фигуры, совершенно аналогичное гэрэй-, карагай- и суун-кыпсакским тамгам. Учитывая, что в составе казахских кунгратов зафиксированы, по крайней" мере, два башкирских этнонима - бушман и байляр, может возникнуть мысль о кунгратских истоках этнической истории некоторых родоплеменных групп башкир. Однако, как обычно, зигзаги истории были сложнее, чей представляется с первого взгляда. Тамга-ворота - довольно сложная фигура и среди тюркских племен встречается редко. Примечательно, что в буквах орхонского алфавита, в которых можно найти аналогии большинству тюркских тамг, нет знака, напоминающего тамгу-ворога (Малов, 1951, стр. 17; Соколов, 1904, приложение). Тем более, должны привлечь внимание параллели, которые следуют ниже:

Племена, родовые подразделения

Тамги

1. Тамги башкирских родов гэрэй- карагай- и суун-кыпсак(табл.9)

___ _ __ __,_ ___

|| _ || _ _ / | \_ _ / \_

2. Тамги казахского племени кунграт

(Аристов, 1894, стр.417)

_ ___

_ || _ _ / \_

3. Тамга казахского рода карагирей Среднего Жуза(Гродеков,1889,

стр. 5.)

__

_ /|\_

4. Одна из тамг казахского племени керей (Гродеков,1889,стр.5)

___ ____

[|] вариация от тамги |||

5. Тамга рода хаджа Малого Жуза (Соколов,1904,стр. 91)

_v_

_ / | \_

6. "Султанская" тамга казахов Малого Жуза(Соколов,1904, стр.91)

_,_

_ / | \_

7. Тамги ханов Золотой Орды,которые, «походили формой на стремя" (Аристов,1897; стр.13)

__ _ _ _ _

_ /\_ \_ /\_ /

Тождественность тамг сомнения, кажется, не вызывает. Бросается в глаза следующая особенность: одна и та же тамга была распространена у золотоордынской аристократии, казахских «султанов» (если это не род?), кунгратов и, наконец, родоплеменных образований гэрэй, каракирей, керей. Есть ли здесь связь? Оказалось, что распространение этой тамги связано с почти одновременным приходом в XIII в. в центр золотоордынского государства племен кунграт и кереит, их тюркизацией с последующей миграцией уже тюркизированных (кипчакизированных) групп в состав некоторых народов Средней Азии и Восточной Европы.

Соотношение кереитов и казахского племени керей и обширную литературу по этому вопросу подробно рассмотрели В. В. Вострое и М. С. Муканов (1968, стр. 57-59, 90-92). Дискуссию о тюркском или монгольском происхождении кереитов, начатую еще в XIX в. Н. А. Аристовым, Г. И. Грумм-Гржимайло, В. В. Бартольдом, X. Ховорсом и другими, видимо, рано считать завершенной, хотя число сторонников идеи тюркской принадлежности кереитов увеличивается (см., например, Аманжолов, 1959, стр. 47-52), Если кереиты - могущественное и многолюдное объединение, еще в домонгольскую эпоху создавшее свое государство на границе с Китаем,- и были тюрками , нет сомнения и в том, что их движение в XIII в. на запад, вызванное разгромом их государства в 1202 г. монголами, происходило в составе войск завоевателей и, следовательно, сопровождалось в самом начале XIII в. проникновением и смешением в их среде монгольского компонента, Косвенным свидетельством этого может быть наличие рода кирэй в составе монголов XVII в, (Лебедева, 1958, стр.221).

По мнению В. В. Вострова и Н. А. Аманжолова, часть кереитов устремилась на запад, вплоть до Волги, где онисохранили свой этноним кереит и вошли позднее под этим названием в состав узбеков,киргизов,анебольшая группа - в составказахов (Абрамзон,1971,стр. 47;Муканов,1972,стр. 6).Этнонимкереит (кереид, кириет, кирийет) зафиксирован также в топонимии причерноморскихстепей(Баскаков,1964,стр.48).Другая часть кереитов осталась в Северном Казахстане и влилась в Средний Жуз казахов под названием керей(кара-керей, абак-керей), утратив окончание в прежнемэтнониме. На наш взгляд, эта схемапостроенасучетомимеющихсяматериаловивыглядит убедительно .Однакоедва ли правомерно,если иметьввиду постоянныеидалекиепередвижениясредневековогостепного населения в эпоху монгольских походов, резко отгораживать кереитов и кереев, не допуская возможности их контактов, обратныхмиграцийзападныхкереитовнавосток или дальнейшего движения отдельных групп кереев па запад. Такие перемещения, как хорошо известно, из этнической истории среднеазиатских народов,были довольно обычным явлением.Появление этнонимов гэрэй (гэрэй-кыпсак ), гэрэ - у башкир, герей - у крымскихтатар объясняется хотя бы частичной миграцией кереев на запад. В составе Золотой Орды кереиты и кереи имели определенные контакты с кунгратами. Монгольское племя кунграт было весьма влиятельным в Золотой Орде. Как писал Н. А. Аристов, кунграты «несомненноимелибольшоезначениепридвореджучидови в управлении подвластными народами»(Аристов, 1897, стр. 370). Известно, что жена золотоордынского хана Токты была из племени кунграт(Греков, Якубовский, 1950, стр. 100). В этой обстановке, очевидно, распространилась и утвердилась, в том числе и среди«подвластных народов», кунгратская тамга.Привилегированнымположениемкунгратовобъясняетсятакжеито,что кунгратская тамга становится тамгой золотоордынской аристократии, она же позднее - «султанская»тамга у казахов.Кунграты были одним из немногих монгольских племен, которые не потеряли в условиях Золотой Орды своего племенного единства, даже полностьюподвергнувшисьтюркизации(Греков,Якубовский, 1950, стр. 298). Кунграты включили в свой состав немало тюркских групп:вподавляющембольшинствеслучаевэтнонимыродов племени кунграт в составе среднеазиатских народов косят тюркские названия (Жданко, 1950, стр. 37, таблица). Совершенно естественно предположить в этой ситуации тесные контакты между кунгратами и кереитами, связанными участием в монгольских походах, еще свежими воспоминаниями об оставшихся далеко на востоке племенных землях. В этом, па наш взгляд, основная причина сочетания кыпчакских, кунгратских и керейских (или кереитских) этнонимов в одних и тех же образованиях, а также сходства тамг, казалось бы, между различнымиобразованиями. В пестроте и сложности кыпчакских признаков достаточно четко просматривается сходство тамг (я этнонимов)башкирского родя гэрэй-кыпчак, казахского - кара-гирей и керей.

Итак, появление гэрэй-кыпсаков и соответственно других кыпчакских родов с аналогичной тамгой тесно связано с этническими процессами" в Золотом Орде в XIII - начале XIV в. Башкиры этих родов являются потомками кыпчаков Дешт-и-Кипчака, смешавшихся с киреями (ответвлением кереитов) и кунгратами. Находясь, возможно, в числе подвластных кунгратам племен, они восприняли от них некоторые этнонимы и тамги.

Вт р е т ь е йг р у п п е этническая история рода ак- или туркмен-кыпсак (тамга - вилы) не связана с закаспийскими туркменами; как это представлялось М. В. Лоссиевскому и П. Назарову. Впрочем, в своих предположениях они ориентировались лишь на этноним туркмен, который среди юго-восточных башкир, особенно кыпчаков, часто встречается в названиях родовых подразделении (только в составе кара-кыпсаков 10 случаев). Народная фантазия создалапредания оженитьбе юноши-батыра на красавице из далекой Туркмении, однако это не более чем позднее осмысление присутствия «туркменских» этнонимов.

Родоплеменные названия туркмен зафиксированы в составе ногайцев (Баскаков, 1940, стр. 135), узбеков (Мошкова, 1950, стр. 136) и некоторых других народов. Если миграции небольших групп населения в XVI-XVIII вв. между казахами, каракалпаками и башкирами документально можно подтвердить, то в отношении аргументации аналогичных связей башкир и туркмен возникнут непреодолимые трудности. Остается полагать, что этноним туркмен в башкирскую среду проник значительно раньше.

Впервые в арабской литературе слово«туркмен»появляется в X в., в сочинении географа Ал-Мукаддаси и обозначало оно часть огузовнаСырдарье(Бартольд,1963в,стр.548).Вэтой связи интересны предания,собранныеВ.Г.Мошковойсредигруппы узбеков Самаркандской и Бухарской областей, которые называют себя туркменами. Одно из преданий гласит, что предки нуратинских туркмен жили на Сырдарье,откудав XIIв.из-зассоры сшейхом Ходжа Ахмедом Ясави переселились на Амударью и далее в Закаспий. Однако ушли не все; всякий бедный люд, которому не посилам были далекие переходы, остался вмеждуречье и осел в Нуратинских горах. В предании есть любопытная деталь овозвращении наНуратау части ушедших«назапад» туркмен,которых прислали их вожди Акман и Караман (Мошкова, 1950,стр.136-145).Такимобразом,сырдарьинскиетуркмены X-XII вв. - это в основном огузские племена, которые в какой-то мере смешались с карлуками. В начале XI в. мощное движение, начавшееся в степи под давлением кара-китаев и кыпчаков, завершилось известной миграцией сельджуков и передвижением огузов-туркмен в Закаспий(Агаджанов, 1970, стр. 196-197). Но часть туркмен осталась па Сырдарье и постепенно продвигалась на Нуратау.В начале XIII в. монголы па Сырдарье застали еще довольно многочисленное туркменское население(Бартольд, 1963в, стр. 585, 589). Туркмены были вовлечены в монгольское движение и вновь направились на запад. Но туркмены XIII в. уже отличались от своих предков туркмен-огузов XI в.;с конца XI в. и особенно в Х II в. они смешались с кыпчакскими племенами. Кипчакизация сырдарьинских туркмен завершилась в центре Золотоордынской империи, в Волго-Яицком междуречье,хотя и здесь онисохранилистарыйэтноним. Башкирские туркмен-кыпсаки являются потомками одной из этих групп.Кромеэтнонима,об этомсвидетельствуютфольклорныепараллели: родовыевожди Акман и Караман фигурируют во многих преданиях и шежере башкир, особенно племени мин, этнические связи которого с Мавераннахром в Х III -XIV вв. подтверждаются на основе письменных источников (см. гл. VI). Об огузском происхождении некоторых кыпчакскихродов,втомчислебашкирских,даетповод говорить и этноним тау , имеющий наибольшее количество параллелей у башкир(записано 25 названий тау, таулы, каратаулы ), туркмен, каракалпаков и узбеков. Этноним тау изредка, но встречается и на востоке, например, у тубаларов Горного Алтая(Потапов, 1972, стр. 52). Древние предания связывают этноним тау согузами:одногоизшестилегендарныхсыновейзвалиТа F (Рашидад-дин,1052,I,стр.86).Наконец,башкирытуркмен-кыпчаки имеют специфичную для них «туркменскую» тамгу, широко распространенную у упомянутых выше народов. У башкир тамги этого типа{табл. 9)называются h уйыр ая k (ножки глухаря)или k азая k (гусиные лапки). Последнее название k азая k , в форме казаяклы известно и в качестве этнонима у башкир, каракалпаков (ДАХХ, стр. 98). ногайцев и, вероятно, гагаузов (Баскаков, 1964, стр. 48), у узбеков. Таким образом, появление в Башкирии этнонимов туркмен, тау, казаяклы связано с кыпчакским этапом этнической истории башкирского народа.

Расселение кипчаков в Башкирии

Кипчаки двигались в Башкирию с юга и юго-запада. В преданиях и шежере говорится, что «отцы и деды наши [ата-бабалар] пришли с Азовского моря» и поселились на новой родине, «перейдя через [реку] Итиль» (БШ, стр. 95). Среди части башкирских кыпчаков еще недавно было распространено представление, что древняя родина их предков - кубанские степи (БШ, стр. 108). В ХШ-XIV вв. кипчаки широко расселились по всему Приуралью, концентрируясь в междуречье Белой и Ика. Границы их кочевий на юге были неопределенными; все Волго-Яицкое междуречье, включая долины рек Б. и М. Узень и Чижинские разливы, входило в зону кипчакских передвижений. Однако уже в XIII- XIV вв. под давлением новых волн кочевников они были вынуждены отодвинуться далеко на север и восток. В сказаниях южноуральских кыпсаков и в шежере обычно рассказывается о переселении предков в горы, «с верховьев Демы», «с долины Кинели», «с верховьев Самары, из Ток-Чуранского кантона», «с реки Ик, что впадает в Каму» и т. п. Весь этот район совпадает с южной частью Бугульминской возвышенности и бассейном р. Самары. Продвигаясь с этих земель на север, кыпчаки переправились и на правобережье Белой в ее верхнем и среднем течениях (карта 5). В XIV в. кыпчаки господствовали в нижнем течении р. Демы , на левобережье Белой и в долине р. Зилим (БШ, стр. 116).

Большая часть кипчаков устремилась в бассейн западного Ика. Еще в начале XVIII в. «по рекам Ик и Сюнь» располагалась «Сарыш-Кыпчацкая» волость, а «по обе стороны» нижнего течения р. Белой, у ее впадения в Каму была «Гирейская» волость (МИБ, 1936 стр. 137). Где-то на востоке Бугульминской возвышенности, в районе озера Асылы-куль, кочевали кыпчаки рода аслы . В верхнем течении западного Ика жили ак- или туркмен-кыпсаки : их предание рассказывает, как три брата пришли с Ика на Саелмыш охотиться на бобров; старый бобёр, которого хотел убить один из братьев, на курае сыграл старинную мелодию; «поняли братья, что настоящая их родина на Саелмыше и со всем родом перекочевали с Ика сюда» .

К концу XIV в. кыпчаки кочевали почти на всей территории, на которой обитали племена, носившие к этому времени общий этноним башкурт . Весьма вероятно, что фронт кыпчакского проникновения захватил и юг современной территории Татарии.

Движение кипчаков на север и восток с Бугульминской возвышенности особенно активным становится в конце XIV-начале XV в. и было связано с событиями в переживавшей распад Золотой Орде. Кыпчаки или кипчакизированные родоплеменные группы расселились в эту эпоху в разных районах современной Башкирии пли частью остались в Приуралье. Гэрэй-кыпчаки расселились по р. Зилим, откуда позже были оттеснены дальше на восток, в горы. От гэрэй-кыпчаков отделился род карагай, который занял горные долины. Остальные роды - кара-, ак-, санкем-, суун- и бушман-кыпчак поселились на территории от южной излучины Белой до низовьев Сакмары. В XV-XVI вв. под напором ногайцев они углубились к северу по течению Нугуша и восточнее - в лесные районы левых притоков Б. Ика. Но основным районом расселения и «старинными землями» южные кыпчаки всегда считали низовья Сакмары (Соколов, 1904, стр. 62).

Дальнейшие направления и этапы передвижения южноуральских кипчаков в XVI - XIX вв. аналогичны миграциям других юго-восточных племен. Одновременно с бурзянами и тангаурами, карагай-кыпсаки вышли в Зауралье. Полевые материалы, которые здесь не приводятся, позволяют проследить постепенное передвижение на восток и в Зауралье кыпчаков, начиная с самых западных пределов гэрэй-кыпсакской территории. С переселением бурзян на юг в XVII в. кыпчакские территории здесь оказались расчлененными. В XVII- XVIII вв. в едином потоке с бурзянами и другими юго-восточными башкирами кыпчаки устремились на запад , чтобы занять после ушедших ногайцев старинные земли по правым притокам Самары, и далее на юг - в долины рек Б. и М. Узень и на Чижинские разливы. Отсюда они вместе с башкирами других племен во второй половине XIX в. были переселены на Б. Иргиз.

В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси - половцами, в Центральной Европе - команами, а на Востоке - кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь. Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.). Иранский аристократ Ибн Хордадбек в Книге путей и провинций, написанной 846 - 847 гг., приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последующей этнической истории казахских степей. В 8-10 вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале XI в. и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселения. В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен:- алтайско-сибирская; - казахстанско-приуральская (включая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу); - подонская (включая предкавказскую подгруппу); - днепровская (включая крымскую подгруппу); - дунайская (включая балканскую подгруппу);Войны степей Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В 10 веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ. Нам известно высказывание Л. Гумилева о том, что в 11 в. тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историческую арену вступают кипчаки. Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев в своей летописи: «На Западе - Сырдарья, на Востоке - Иртыш, на Юге - Семиречье, на Севере - Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племен.Войны степей Знаменитый персидский поэт, путешественник, проповедник Насири Хосров в 1045 г. первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля (р. Волга) Дешти Кипчак «Степью кипчаков». Прошло полстолетия, и причерноморские степи стали Полем половецким русских летописей, а в начале 14 в. персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков. В 12 веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.Половецкий всадник. 12 век Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей 9-13 вв. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные - Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак - это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешти Кипчак. Великий поэт Магжан Жумабаев в произведении «Пламя» пишет о том, что после гуннов Альпийские и Балканские горы достигли наши предки - кипчаки. Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.Половцы в захваченном русском городе. 12 век. О.В.Федоров В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придерживается мнения, что в 11-12 вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия - все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Тем не менее проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. Очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана - от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, киреитов, усуней и других, ставших этническими компонентами казахской народности.Поход Мономаха на половцев в 1111 г. Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в 11 веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К 12 веку у них начинают выделяться ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 веке половцы находились на стадии разложения первобытного строя. У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом. У половцев существовало право кровной мести. Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. Половецкое войско состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью. Нередко в сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году русские впервые столкнулись с половцами, которые многократно нападали на русские земли, нанося тяжелые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). Половцы совершали походы на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 году они помогли византийскому императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине реки Гебр. В начале 12 века киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате которых в Подонье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тысячами половцев ушел на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, который использовал их в борьбе против сельджуков. Поход половцев на Волжско-Камскую Булгарию в 1117 году успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вноь консолидируются на Дону. Многие русские князья женились на знатных половчанках, поселяли половцев в пределах Руси и использовали как военную силу. В 1170-1180-х годах натиск половцев на Русь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали их военную мощь. В 1223 году половцы были дважды разгромлены монголами - на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где половцы были союзниками русских князей. В результате монголо-татарского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, часть переселилась в Венгрию. Борьба русского народа с половцами отражена в летописях и в «Слове о полку Игореве».Абдижапар Абдакимов, Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

«Злосчастный» народ

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» - «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества - Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северского князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологическим данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов - одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…


Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?



На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру - это цыгане. О том, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

КИПЧАКИ (кыпчаки), группа тюркских племён. Ядро кипчаков сформировалось в Северной Монголии и Южной Сибири в 8 веке. Их предками, по-видимому, были «шесть племён сиров», упоминаемые в древнетюркских рунических надписях из Северной Монголии (720-е годы - 735). В рунической эпитафии из Могон-Шине-Усу (760) эти племена уже названы «кыбчак». К тому же времени восходит упоминание кипчаков в списке тюркских племён у Ибн Хордадбеха. В 9 веке кипчаки вошли в Кимакский каганат. С ослаблением верховной власти кимакских каганов в конце 10 - начале 11 века главенство в племенном союзе перешло к кипчакам. Под влиянием изменившихся природных условий (начало засушливого периода) кипчаки с частью кимаков, вытесняя на запад огузов, овладели землями от Сырдарьи и Приаралья до рек Итиль (Волга) и Дон. В 1055 году они достигли южных пределов Киевской Руси, присоединив оставшуюся на своих прежних землях часть печенегов (баджнак) и огузов (торки), а также оседлое аланское население Подонья (ясы). В 11 веке название «кипчаки» распространяется на всех кочевников степей между Иртышом и Днепром, а их страна называется «Кипчакская степь» (Дешт-и-Кипчак). В продвижении кипчаков на запад участвовала группировка кунов и каи, вытесненных из Восточной Монголии киданями, к которым в Джунгарии присоединились шары/сары (буквально - жёлтые, половые) и басмылы, династийный род которых - Ашина (Асень) - был главенствующим в Тюркском каганате.

Этот племенной союз попытался прорваться в Семиречье, но потерпел поражение от Караханидов и, продвигаясь на запад по традиционному северному маршруту степных миграций, между Приаральем и Южным Уралом присоединил кочевавших там с 9 века команов (куманов) и вошёл в объединение кипчаков, составив его западный авангард. Кочуя между Днепром и Дунаем, куныкуманы оставили заметный след в истории Венгрии и Болгарии (из них вышла династия Асеней - основателей Второго Болгарского царства). Племенное название «шары» (в славянском переводе - половцы/плавцы) стало обозначать на Руси кипчаков.

Кипчаки Восточного Дешт-и-Кипчака занимали земли между рекой Иртыш на востоке и Волго-Уральским междуречьем на западе, река Тобол на севере и озеро Балхаш на юге, а также по среднему течению Сырдарьи (с городами Сыгнак и Джент). По арабским и персидским источникам 13-14 века, насчитывалось 16 крупных племён восточных кипчаков. К началу 12 века к ним примкнули переселившиеся из Внутренней Монголии и Юго-Западной Маньчжурии ольберы (ольберли, ильберли) и канглы. Канглы в 12 веке сместились из Зауралья к нижнему течению Сырдарьи. Ольберы заняли высокое положение в иерархии восточных и западных кипчакских племён; из них выдвинулось несколько ханов «диких половцев» - одной из восточнополовецких групп, наиболее враждебной киевским Рюриковичам. В 1130-е годы обозначился раскол племён Восточного Дешти-Кипчака на приаральскую и сыгнакскую (сырдарьинскую) группу. Кипчаки были связаны династическими узами с хорезмшахами. Их ополчение составляло основу военной мощи Хорезма.

В 12 веке окончательно формируются 5 основных территориальных групп кипчаков: а) алтаесибирская; б) приуральско-казахстанская (включая итильяикскую подгруппу); в) подонская (включая предкавказскую и закавказскую подгруппы); г) дунайская (включая балканскую подгруппу); д) днепровская (включая крымскую подгруппу). Отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, где они сохраняли свою самобытность до 19 века (когда большая часть их была уничтожена кокандским Худояр-ханом).

В ходе монгольских завоеваний 13 века главенствующие роды кипчаков были истреблены. Лишь часть кипчаков во главе с ханом Котяном укрылась от монголов в Венгрии и на Балканах. Кипчакские племена, часто перенимавшие монгольские названия, расселились по всей территории Монгольской империи, включая Северный Китай. Однако кипчаки остались основным населением Дешт-и-Кипчака, составившего основную часть Улуса Джучи (впоследствии Золотая Орда). Этноязыковое наследие кипчаков стало основой при формировании многих современных тюркских народов, прежде всего казахов, каракалпаков и ногайцев. Этнические группы с этнонимом кыпчак/кипшак и связанной с ним генеалогической традицией сохраняются в составе алтайцев, киргизов, теленгитов, кумандинцев, узбеков, туркмен и др.

Культура, социальное и политическое устройство кипчаков типичны для скотоводов-кочевников евразийских степей. Согласно русским летописям, во главе крупных объединений кипчаков стояли «великие князья» - великие ханы (кан): Боняк, Тугоркан, Шарукан, Осень (Асень), Кончак и др. Главы племён (ханы) названы «князьями», «лепшими князьями». Главными их обязанностями были выбор маршрутов кочевания и распределение пастбищных территорий, налаживание отношений с кочевьями («вежа», кош) соседних племён. Оседлые жители контролируемых кипчаками территорий платили дань в обмен на защиту. Ниже ханов по рангу стояли «лепшие мужи половецкие», возможно, главы родов и кочевий. Особое положение занимали «кмети», то есть дружинники ханов, и «кмети молодые», то есть младшая дружина. Рядовые воины отнесены к «челядинцам». Для решения общих дел ханы и их дружинники собирались на «съезды» (курултаи). Так, в 1103 году подобный «съезд» принимал решение о войне с Владимиром Мономахом. Нередко ханы заключали брачные, политический и военный союзы с оседлыми соседями (хорезмийцами, венграми, русскими князьями), участвовали в войнах соседних государств и княжеств как союзники или наёмники. Юноши из кипчаков особенно ценились на невольничьих рынках Средней Азии, Ирака и Крыма, из них формировали гвардию и лучшие воинские части (смотри, например, Мамлюки). В 12 веке часть половцев и кунов-команов приняла христианство. В начале 14 века часть евангельских текстов была переведена с латыни на кыпчакский язык («Codex Cumanicus»). В Золотой Орде при хане Узбеке (1313-1342) был введён ислам.

Лит.: Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. А.-А., 1972; Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А.-А., 1989; Golden Р. В. Nomads and their neighbours in the Russian Steppe: Turks, Khazars and Qipchaqs. Aidershot а. о., 2003; Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. 2-е изд. СПб., 2004.