Самые знаменитые боги смерти. Боги Древней Греции – список Аид бог мертвых


Битва титанов

Аид или Гадес – повелитель подземного мира, царства, где вечно пребывают души умерших людей или же неугодные богам бессмертные мифологические персонажи, отправленные в вечную ссылку. Аид был самым старшим из братьев-богов нового поколения. После победы над титанами ему досталось по жребию царствовать в преисподней.

Добро пожаловать в Аид!

Смертные старались не называть бога подземного мира по имени, употребляя иносказательные имена. «Незримый» («Aidoneus»), «богатый» (от лат.слова «dives», Дис). Такое упоминание об Аиде встречается в произведениях Гомера. Аид - «гостеприимный и щедрый бог, стерегущий ворота собственного царства». Звали его и менее распространенными именами – Прославленный, Гостеприимный, Добрый Советник, Запирающий Врата.

Чаще всего на изображениях бог подземного царства Аид предстает как зрелый бородатый мужчина. Представляли греки Аида холодным, сдержанным и беспощадным, однако дьявольских или злых черт ему не приписывали – работа есть работа, что ж поделать? Как правитель царства мертвых, Аид бескомпромиссно справедлив. Решения правителя нижнего мира не подлежат обжалованию. В то же время он не утруждал себя ни искушением человечества, ни враждой со смертными. И правильно – сами справятся. Его владения приравнивают к , но лишь в том плане, что попавший к нему покидает одну мерность, если можно так выразиться, и проходит преобразование в нечто качественно иное.

Плутоном звали Аида римляне. Подтверждая свое прозвище, держит бог подземного царства Аид в своих руках рог изобилия, переполненный спелыми плодами или же драгоценными металлами и камнями.

В царство Аида человека приводит бог . Большинство же людей не горит желанием встретиться с Аидом по своей воле. Впрочем, были и герои, добровольно спускавшиеся в царство мрачного Аида. Самые известные легенды о гостях подземного царства Аида это об Орфее и Эвридике, рассказ о появлении в подземном мире Диониса, сказ о героической Психее. В шумерской мифологии в подземный мир спускается по своей воле Инанна-Иштар, чтобы отыскать сестру. Эти легенды объединены одной причиной – любовью.

А вот хитроумный Одиссей прогулялся в царство теней исключительно ради знаний. Ему требовалось отыскать слепого провидца Тиресия, чтобы тот указал ему путь домой. Чего не сделаешь, когда заскучаешь по красавице-жене и родной Итаке!

Впрочем, подземное царство – не проходной двор. И эти добровольцы скорее исключение из правил, поскольку возвращение из царства теней противоестественно, а спустившимся раньше срока никто не выписывает гарантий, что им удастся вернуться назад.

В бог подземного царства Аид – счастливый обладатель шапки-невидимки, которой мог воспользоваться в любой момент. Его атрибутом был скипетр с наконечником, выполненном в виде трехголовых псов.

У Аида нет детей, и богу подземного царства посвящено довольно мало , поскольку сам он большую часть времени проводит в своих владениях, невидимый для окружающих. Лишь дважды бог подземного царства Аид поднимался на поверхность.

Согласно творчеству Гомера, однажды Гадес был вынужден подняться на Олимп за помощью, пронзенный стрелой Геракла. Но куда более известный и, скажем, более романтичный случай его визита на землю был связан с дочерью богини плодородия Деметры, Персефоной.

В целом, Аид производил на древних греков противоречивое впечатление. Он вызывал страх, ропот и уважение, однако его почитали, поскольку считали, что именно бог подземного царства решит, будут ли души, покинувшие мир живых, обречены на вечные страдания и ужас или станут жить в покое.

Аид , Гаде́с ("безвидный", "невидный", "ужасный"), в греческой мифологии бог - владыка царства мертвых. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. В тоже самое время Аид - это царство мёртвых, где владычествует сам Бог Аид и его жена Персефона , местообиталище душ умерших.

Семья и окружение

Аид - сын Кроноса и Реи , брат Зевса и Посейдона , с которыми разделил наследие свергнутого отца. У Аида нет детей, и ему посвящено довольно мало мифов, хотя согласно Суде - крупнейшему энциклопедическому словарю, составленному в Византии во второй половине X века, дочерью Аида можно считать Макарию - богиню блаженной смерти.

Супругой Аида стала богиня Персефона , дочь Зевса и Деметры , похищенная Богом царства мёртвых. Вместе с ней рука об руку Аид царствует в подземном мире.

Одной из возлюбленных Аида была прекрасная нимфа -океанида Левка (от др.-греч. "белый тополь"). Аид похитил Левку и увёз в свой подземный мир. Когда, по истечении отпущенного ей срока жизни, Левка умерла Аид превратил её в белый тополь. После того как Геракл победил Кербера и вывел его из Аида (царства мёртвых) он был покрыт листвой этого дерева, именно так Белый тополь появился и на поверхности земли.

Рассказывают также о Минфе (или Кокитида по названию реки Кокит), которая сделалась наложницей Аида, богиня Кора (Персефона) превратила её в садовую мяту.

В Аиде (в подземном царстве) проживают чудовища, жуткие и ужасные, все они являются помощниками или слугами Бога Аида, руководит чудовищами жуткая трёхголовая (или трёхликая) богиня Геката. Гелло - ведьма, похищающая детей, ходили слухи, что Гелло была людоедкой и поедала похищенных младенцев. Гидра с пятьюдесятью пастями сторожит порог Тартара в Аиде. Кампа страшное чудовище сторожило киклопов в Тартаре, пока не было убито Зевсом . Трёхглавый пёс Кербер (Цербер) охраняет выход из царства мёртвых, не позволяя умершим возвращаться в мир живых, из его пастей течёт ядовитая жижа, у него змеиный хвост, на спине головы змей. Кербер был побеждён Гераклом в одном из его подвигов. Эмпуса - женщина-демон с ослиными ногами, высасывающая кровь по ночам у спящих, она родственница Эриний, богинь мести.

Харон - перевозчик душ умерших через реку Ахеронт (по другой версии через Стикс), сын Эреба - вечного мрака и Никты - богини ночи. Его изображали как мрачного уродливого старца в рубище. Он не просто так перевозит души умерших, а берёт за это плату в один обол (название монеты), который родственники умершего клали по обряду покойному под язык. Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Все остальные должны были вечно томиться на берегу Ахеронта без упокоения и надежды на покой. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны , открывает живому человеку путь в царство смерти и ни при каких условиях Харон никого не перевозит обратно.

Танатос - олицетворение смерти, сын Никты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос живет в Тартаре, но обычно обитает рядом с троном бога царства мёртвых. Танатос является человеку, когда срок его жизни, отмеренный мойрами, подходит к концу. Он срезает своим мечом у умирающих прядь волос для посвящения ее Аиду, а затем уносит души в царство мёртвых. Танатоса всегда сопровождает его брат Гипнос, приносящий смертный сон.

Садовником Аида называют Аскалафа, сына речного бога Ахеронта (Ахеронт - река подземного царства, через которую Харон провозит тени умерших).

Мифы

После раздела мира между Зевсом , Аидом и Посейдоном , Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Он - один из двенадцати олимпийских богов и входит в число трёх основных, правящих миром. Гомер называет Аида Зевсом Хтонием (Зевсом подземным) и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Один из самых известных мифов древней Греции о похищении Персефоны Аидом . Однажды, когда Персефона гуляла одна, собирая цветы, Аид вышел из недр земли и похитил Персефону . Деметра , расстроившись пропажей дочери, перестала следить за природой и вся растительность на земле стала засыхать и гнить, когда еды совсем не осталось и люди взмолились о помощи, Зевс потребовал вернуть Персефону матери. Но Аид уже дал Персефоне семена граната и она по древнему правилу, вкусившая еду или питьё в подземном мире, должна была там и оставаться. Чтобы земля вновь расцвела, Зевс постановил, что четверть года Персефона будет проводить с матерью на земле, всё остальное время будет оставаться в подземном царстве Аида в качестве супруги своего брата. Этот миф описывает появление четырёх времен года. Летом Персефона проводит с матерью Деметрой , тогда цветут цветы и деревья плодоносят. Осенью - Персефона отправляется в Аид и Деметра начинает грустить, поэтому опадают листья и засыхают цветы. Зимой - всё покрывается снегом, Деметра в печали вдали от своей возлюбленной дочери не желает следить за природой. Весной - Деметра ожидает появления своей дочери и готовится к её прибытию, потому и вся природа вокруг возрождается после зимы. Есть и другая версия, рассказывающая, что только треть года Персефона проводит с Аидом, а две трети с Деметрой , что не противоречит существующим законам природы.

Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность: согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой и когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону . Но в то же время в неприступное царство Аида проникают герои и некоторым даже удаётся забрать оттуда своих близких.

Миф о ранении Аида Гераклом свидетельствует о возросшей самостоятельности и дерзости подросшего поколения людей в эпоху классической олимпийской мифологии. Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея. За это в Пилосе поклонялись Аиду, там же был его храм. Геракл ранит Аида в плечо и его исцеляет божественный врачеватель на Олимпе Пеон. По другому мифологическому сюжету Геракл похищает из царства мертвых Аида пса-стража Цербера для Еврисфея.

Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшем однажды царство мертвых. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона , не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Но Сизиф не вернулся в царство Аида, он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Отсутствие Сизифа обнаружилось спустя несколько лет и за хитрецом пришлось отправлять Гермеса . За все проступки хитрого и подлого Сизифа его жестоко наказали, заставив раз за разом вкатывать тяжёлый камень на гору, отсюда пошло известное выражение о бесполезной работе "сизифов труд".

Известен также миф о Пирифое, царе лапифов, сыне Иксиона. Ему захотелось похитить Персефону и жениться на ней самому. Он попросил Тесея помочь ему в этом. Вместе они проникли в Аид и затребовали у Бога царства мёртвых отдать им Персефону . Аид не показал гнева, но предложил героям отдохнуть и присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (или по другой версии их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл , а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за свой проступок.

Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику. Аид и Персефона предупредили Орфея о том, что выходя из царства мёртвых он не должен оглядываться ни при каких условиях и что бы он не услышал за своей спиной, но по пути Орфей захотел удостовериться, что Эвридика всё ещё идёт за ним и оглянулся, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась в царстве мёртвых.

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять мёртвых людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Имя, эпитеты и характер

Аид в значении "имя бога", видимо, является вторичным по отношению к значению "название мира мёртвых". Аида называют "водителем народа" Агесилаем, "неодолимым" Адметом, "тёмным" Скотием, "правящим золотыми вожжами" Хрисением в гимне Пиндара.

Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Люди старались не произносить имя этого бога, а упоминали его иносказательно. Его называли "незримым" (Aidoneus). Другой эпитет Аида "богатый" (по-гречески Плутон, откуда и произошло римское имя этого бога, а по-латыни Дис, от слова dives - "богатый"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Таким образом Аид полностью вобрал в себя образ Бога Плутоса, первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробной судьбой человека. Этому возможно также способствовал образ Персефоны - покровительницы плодородия.

Другие, менее распространенные имена - Добрый, Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный.

В отличие от буйного Посейдона и гневливого Зевса , Аид всегда спокоен и умиротворён. В мифах, где так или иначе участвует Бог Аид, он всегда рассудителен и спокойно принимает те или иные события. С одной стороны Аид ужасен и страшен, с другой стороны Аид способен сочувствовать, о чём говорит миф об Орфее, и способен на любовь, о чём говорят мифы о похищении Персефоны и о Пирифое.

Сфера влияния Аида в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию, однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой одной проявленной материальной формы на другую не доступную к восприятию, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Конечно этот процесс как правило болезненный, поэтому Аид представлялся как управляющий временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, - однако он же способен нести просветление и обновление.

В древнеримской мифологии Аиду соответствует Плутон.

Царство мёртвых

Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес . Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес-страж Аида на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, асфоделиевый луг, где блуждают тени умерших, мрачные глубины Аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Тартар находится под царством Аида, но в Аиде расположены врата в Тартар.

Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера. Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса . Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом и Сизифом в тартаре - как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подобное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида") опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет также в Аиде место для праведников - Елисейские поля или Элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием Аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.

В царство Аида нельзя войти будучи живым и нельзя оттуда выйти. Однако существуют мифы о том, как некоторые герои спускались в Аид и выходили оттуда живыми. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий - единственная возможность воссоединиться с Эротом. Так же любовь сподвигла Орфея спуститься в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Дионис входил в подземный мир, чтобы найти свою мать Семелу. Кроме любви, человека может сподвигнуть к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости и знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).

Культ и символика

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса , недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл . Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее поденщиком, чем царем среди мертвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры о царстве мертвых", имеющие истоком, видимо, комедию "Лягушки" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.д., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались Зевс во время битвы с титанами , богиня Афина , помогая Диомеду против Ареса, чтобы не быть узнанной, и герой Персей, добывая голову Горгоны, Гермес в гигантомахии. Этот шлем был подарен Аиду циклопами (киклопами) за то, что он по приказу Зевса освободил их. Скипетр Аида изображает трёх псов.

Аид в искусстве и литературе

Аид - действующее лицо комедии Аристофана "Лягушки", поставленную автором на Ленеях в 405 году до н.э. и получившую первую награду.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом - могучим, зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона . У ног Аида обычно лежит кербер (цербер).

Подробное описание царства мёртвых можно прочесть у Вергилия в "Энеиде".

В художественном искусстве чаще всего встречается сюжет о похищении Аидом Персефоны (или Плутоном Прозерпины).

Аид в современности

Аид - один из главных персонажей фильма "Битва Титанов" и двух продолжений, где Аид активно противодействует олимпийским богам и героям. В роли Аида британский актёр Рэйф Файнс.

Аид является одним из главных действующих лиц в американском мультфильме "Геркулес" в качестве главного злодея.

в древнегреческой мифологии-бог подземного мира и царства мертвых

Альтернативные описания

. (Гадес) в греческой мифологии бог подземного царства, сын Кроноса и Реи, брат Деметры, Гестии, Геры, Посейдона и Зевса (мифическое)

. (Гадес) в греческой мифологии - подземный мир, куда душа попадает после смерти

Владыка царства теней усопших в древнегреческой мифологии

Олимпийский бог, дядя Гермеса по отцовской линии

Подземное царство, куда спустился Орфей за Эвридикой (мифическое)

Самое экзотическое царство, в котором довелось выступать Орфею

Царство жмуриков у древних греков

Что за страну древние греки разместили прямо под собой

Бог-олимпиец

Первый сын Кроноса и Реи

Вход в него стережет Цербер

Имя этого древнегреческого бога в переводе скорее всего означает «невидимый», и в самом деле, редко кому из земных жителей удавалось увидеть его

От названия этого подземного царства произошло русское слово ад

Имя этого древнегреческого бога переводится как «невидный», «безвидный», «ужасный»

Муж Персефоны

Брат Зевса и Посейдона

Конечный пункт для душ древних греков

Преисподняя для греков

В греческой мифологии - сын титана Кроноса и Реи, бог подземного царства мертвых

Владыка царства теней усопших в греческой мифологии

Царство мертвых в древнегреческой мифологии

Царство мертвых (мифическое)

Плутон по-другому

Супруг Персефоны

Царство Плутона

Зевс Подземный у Гомера

То же, что Гадес

Кто похитил Персефону?

Царство мертвых

Греческая геенна

Объект охраны Цербера

Туда спускался Орфей

Бог подземного мира

Подземное царство

Бог подземного царства

Олимпийский бог

Царство теней

Бог Плутон иначе

Гадес, Плутон

Похититель Персефоны

Царство мертвых (миф.)

Плутон (миф.)

Бог с Олимпа

Орфей там искал Эвридику

Место протекания реки Стикс

Конечный пункт для душ эллинов

Греческий босс подземного мира

Там течет река Стикс

Царство мертвых в Элладе

Правитель Подземного царства

Древнегреческий ад

Античное царство теней

Греческий бог подземного мира

Враг Геркулеса

В греческой мифологии бог подземного мира и царства мёртвых

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мертвых, брат Зевса

Царство мёртвых

В статье Боги древней Греции .)

По поверью древних, на земле были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними; и в такой стране помещали они вход в подземное царство Аида .

Мифы древней Греции. Аид. Царь поневоле

Его орошали три реки: Ахеронт , Стикс и Коцит . Именем Стикса клялись боги , и эти клятвы считались ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал царство мертвых. Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком .

Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий). Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в Средние века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил его в своей знаменитой фреске «Страшный суд», изобразив его перевозящим грешников.

Харон перевозит души умерших в подземное царство. Картина П. Сюблейра, 1735-1740

За перевоз надо было платить, и верование это так укоренилось, что мертвым клали в рот мелкую монеты (обол) для расплаты с Хароном. Скептик Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Цербер , или адский пес с тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Аидом, царем Ада, и его супругой Персефоной (у римлян – Прозерпина ).

Боги Аид и Персефона на троне. Греческая терракота I половины V в. до Р. Х. из Локр Эпизефирских

Но Аид сам не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос , Эак и Радаманф . По словам Платона , Эак судил европейцев, Радаманф – азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса , приходить на помощь двум первым судьям в сомнительных случаях.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида. Посреди находится его дворец. Властелин преисподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дворца, изображены праведники, ниже: направо – Минос, Эак и Радаманф, налево – Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Персефоне не было дано активной роли в Аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (Эриний) , которые хватали грешников. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Первоначально Геката не была богиней Ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса. Ревнивая жена Зевса, Гера , стала ее преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.

Немесида , богиня мести, исполняла в царстве Аида почти такую же роль, как Геката, она изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть – меру длины в древние века: «Я, Немесида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Историк Павсаний описывает картину художника Полигнота , изображающую царство Аида: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт; берега ее покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в Аду нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Бог Гермес и души умерших на берегу Ахеронта. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

Из описаний античных поэтов мы знаем о пытках, которым подвергались в царстве Аида за свои преступления самые знаменитые грешники, – например, Иксион , Сизиф, Тантал и дочери Даная – Данаиды . Иксион оскорбил богиню Геру нечестивыми домогательствами к ней, за что был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось. Сизиф должен был вкатывать огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу. Тантал был приговорен стоять по горло в воде, но лишь только он, мучимый жаждой, хотел напиться – вода уходила от него; над головой его висели ветки с прекрасными плодами, но стоило ему, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес. Данаиды в царстве Аида были приговорены вечно наливать воду в бездонную бочку.

Противоположностью страшному царству Аида являлись у греков Елисейские поля , местопребывание безгрешных.

Античная Греция - страна удивительная. Её высокоразвитая культура сыграла огромнейшую роль в развитии мировой цивилизации. Мифологический образ мышления, присущий людям того времени, породил религию, в которой самым причудливым образом переплелись язычество, тотемные верования, культ предков и влияние мировоззрений других народов, с которыми древние греки соприкасались. «Одиссея» и «Илиада», творения Гесиода, многочисленные храмы, статуи богов, рисунки - вот те источники, благодаря которым мы можем многое узнать о великой Элладе.

Картина мира и сознания

В основе мифологического сознания древних греков и их культуры лежат представления о Космосе как неком живом мире. В науке это называется одушевлённо-разумным космологизмом. Вселенная с планетами, звёздами, созвездиями и сама Земля со всем сущим, представлялись им живыми, наделёнными разумом и духовным содержанием. Законы и силы природы персонифицировались греками в образы античных богов - великих и малых, в их слуг и помощников, героев и титанов. Весь мир и всё происходящее в нём эллины воспринимали как грандиозную мистерию, как пьесу, разыгрываемую на подмостках сцены жизни. Актёрами в ней выступают как сами люди, так и божества, управляющие ими. Боги не были слишком отдалены от людей. Они напоминали их внешним видом, повадками, чертами характера, привычками. Потому древние греки могли бросить им вызов, ослушаться и победить! Подобной свободы мы уже не встретим в других религиях.

Божественный пантеон

Самые ранние в частности бог Аид, связаны с общими индоевропейскими религиями, существовавшими в те времена. Исследователи находят немало параллелей между индийскими, например, и эллинскими небожителями. Когда мифы и религия стали в сознании народа сплетаться всё теснее, греческий пантеон пополнился новыми «жильцами». Ими стали герои мифов и легенд. Так, первобытная языческая космогония соединилась с религиозностью позднего времени. И тот самый Олимп, о котором мы знаем из произведений художественного творчества, со всеми его обитателями сложился далеко не сразу.

Поколения богов

В античном Пантеоне принято различать богов старшего и младшего поколений. К первым относится Хаос - мрак и беспорядок, из которого затем родились все остальные. Из хаоса образовалась Земля - её божественное воплощение греки называли Геей. Богиня ночи - Никта - своим появлением возвестила о смене времени суток. Мрачный Тартар стал олицетворением слова «бездна». Позднее из некоего мифического существа он превратится в пространство бесконечного мрака, которым управляет бог Аид. Из хаоса родился и Эрос - воплощение любви. Вторым поколением высших сил греки считали детей Геи и титана Хроноса. Ими стали Уран - управитель неба, Понт - повелитель всех внутренних Аид - владелец подземного царства, а также Зевс, Посейдон, Гипнос и многие другие олимпийцы. У каждого из них была своя «сфера влияния», свои особые отношения друг с другом и с людьми.

Имена бога

Бог Аид имеет несколько собственных имён. Греки называли его также Гадесом, а в римской мифологии он известен как Плутон - огромный, хромоногий, темнокожий, ужасного, устрашающего вида. И, наконец, Полидегмон (от «поли» - много, «дегмон» - вмещать), т. е., «много вмещающий», «много принимающий». Что имели в виду древние? Только то, что греческий бог Аид руководил царством мёртвых. В его «епархию» попадали все души, покинувшие этот мир. Потому и вмещает он «многих», и единичны случаи, когда кто-то мог вернуться назад. А определение «много принимающий, получатель даров» связано с таким мифом: каждая душа, прежде чем переместиться в свою новую обитель, должна заплатить дань перевозчику Харону. Ним тоже управляет греческий бог Аид. Значит, те монетки, что отдают души при переправе через Стикс, идут в казну правителя царства мёртвых. Потому, кстати, и существовал в Древней Греции обычай: хоронить покойников с «денежкой».

Аид в Аиде

Почему именно Аид - бог мертвых? Как случилось, что небожитель выбрал себе столь мрачную обитель? Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей. По некоторым источникам, та же участь постигла Аида. Согласно мнению других исследователей древности, жестокий родитель забросил своё чадо в бездны Тартара. Когда младшие боги восстали против старших, между ними возникла беспощадная борьба. Не одну тысячу лет велись сражения, но вот Зевс, Посейдон и другие дети Кроноса одержали долгожданную победу. Тогда они освободили узников, свергли отца и поместили его, титанов и циклопов на место недавних заключённых, а весь мир разделили на «сферы влияния». в результате Зевс - повелитель неба и всех высших сил, Аид - бог подземного царства, которое называется также. Посейдон прибрал к своим рукам все водные стихии. Братья решили править дружно, не вступая в конфликты и не вредя один другому.

Царство мёртвых

Что же представляет собою царство мёртвых, которым управляет древнегреческий бог Аид? Когда человек должен распрощаться с жизнью, к нему посылают Гермеса - вестника в крылатых сандалиях. Тот провожает души к берегам пограничной отделяющей мир людей от мира теней, и передаёт их Харону - паромщику, доставляющему свои жертвы в подземное царство. Помощник Харона - Цербер, пёс-чудовище с тремя головами и змеями вместо ошейника. Он следит, чтобы никто не покинул страну душ и не вернулся на землю. В самых нижних, отдалённых частях Аида кроется Тартар, вход куда закрыт железными дверями. Вообще, в «царство мрачное Аида» никогда не проникает лучика солнца. Там тоскливо, холодно, одиноко. Души умерших бродят по нему, оглашая пространство громкими стенаниями, плачами, стонами. Страданья их усиливаются ужасом от встреч с привидениями и чудовищами, подстерегающими в темноте. Потому так ненавистно это место скорби людям!

Атрибуты власти

Каковы опознавательные символы бога Аида? Он восседает посреди главной залы своего дворца на роскошном троне из чистого золота. Рядом находится жена - всегда грустная, прекрасная Персефона. Согласно легендам, трон этот изготовил Гефест - бог кузнечного дела, покровитель ремёсел, искусный мастер. Окружают Аида злобно шипящие Эриннии - богини мести, тайных мук и страданий. Никому не скрыться от них, любого человека без труда замучают они до смерти! Так как Аид - бог подземного царства (фото с древних изображений вы видите в нашей статье) мёртвых, его часто изображали с головой задом наперёд. Этой деталью художники и скульпторы подчёркивали, что он не смотрит никому в глаза, они у божества пустые, мёртвые. Ещё один обязательный атрибут Аида - волшебный шлем. Он делает своего владельца невидимым. Чудесный доспех подарили богу циклопы, когда тот вызволил их из Тартара. Никогда не появляется бог без своего всесильного орудия - двузубых вил. Скипетр его украшен фигуркой трёхголового пса. Бог разъезжает на колеснице, куда впряжены только чёрные, как ночь, кони. Стихия бога мёртвых, естественно, земля, прах, принимающий человеческие тела в свои недра. А цветы, символизирующие Аида - дикие тюльпаны. Древние греки приносили ему в жертву чёрных быков.

Ближайшее окружение

Но вернёмся к внушающей ужас свите Аида. Кроме Эринний рядом с ним всегда жесткие, неумолимые судьи, которых зовут Радаманф и Минос. Умирающие заранее трепещут, так как знают, что каждый их неправедный шаг, каждое прегрешение будет учтено на неподкупном суде Аида, и никакие мольбы не спасут от возмездия. Огромные чёрные крылья, похожие на те, какими природа наделила летучих мышей, такого же цвета плащ и острый меч - так выглядит ещё один обитатель Аида - Танатос, Это его оружие обрубает нить жизнь и простого землепашца, и бесправного раба, и могучего царя, владельца несметных сокровищ. Перед смертью все равны - таков философский смысл этого мифического образа. Гипнос, бог глубоких сновидений, миловидный юноша, тоже рядом. Он - близнец Танатоса, поэтому сны насылает порой тяжёлые, глубокие, о каких говорят «смерти подобные». Ну и, конечно же, само имя которой приводит людей в трепет.

Мифы и легенды

Как с любым небожителем, с богом Аидом связано множество легенд и мифов. Самый известный - о Персефоне, и богине земли и плодородия - Деметре. Необыкновенно красива история об Орфее и Эвридике. Грустный миф о девушке по имени Мята, которая имела несчастье понравится Аиду, чем вызвала приступ гнева и ревности у Персефоны. В результате мы можем пить чай с ароматной травкой, в которую, собственно, девушку богиня и превратила! Да, в ту самую мяту садовую. Ещё мы помним крылатое выражение о которое напрямую связано с Аидом.