Кто является плательщиками земельного налога? Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики Налогоплательщиками по земельному налогу признаются организации и.


1. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия "собственники земельных участков", "землепользователи" и "землевладельцы" определены пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы пятый - шестой исключены. - Изменения и дополнения N 3, внесенные Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204.

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2003 года, являются налогоплательщиками земельного налога.

В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от уплаты земельного налога налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

1. Краткая характеристика налога

Земельный налог является местным налогом, который устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Более подробно можно ознакомиться в гл. 31 налогового Кодекса.

2. Субъект налогообложения (налогоплательщик)

земельный налог ставка льгота налогоплательщик

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388, НК).

3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, при этом есть перечень земель, которые не признаются объектом налогообложения (ст.389, НК).

4. Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390, НК).

Порядок определения налоговой базы - ст. 391, НК. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности - ст. 392, НК. Налоговый период. Отчетный период - ст. 393, НК.

5. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жкк (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

3) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394, НК).

6. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

5) организации народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны (ст. 395, НК).

7. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики - организации, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, по состоянию на 15 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения представляются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области контроля налогов и сборов.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (ст. 398, НК).

8. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц (ИП) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.398 НК.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397, НК). Налоговая декларация - ст. 398, НК.

Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов.

Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).

Налогоплательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ ) являются организации и физические лица , обладающие земельными участками:

  • на праве собственности,
  • праве постоянного (бессрочного) пользования
  • или праве пожизненного наследуемого дарения.

Не являются налогоплательщиками лица, которые пользуются земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или арендующие эти участки.

Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог. В п. 2 ст. 389 НК РФопределены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые не относятся к объектам налогообложения.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которые облагаются земельным налогом. Эта стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании сведений, полученных из налоговых органов. Последние в свою очередь определяют налоговую базу на основании сведений, которые им предоставляют органы, ответственные за ведение земельного кадастра; органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.

Для некоторых категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ)установлена льгота по земельному налогу в виде необлагаемого минимума в размере 10 000 руб . на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Это означает, что при расчете налога налоговая база, определенная в соответствии со ст. 391 НК РФ, будет уменьшена на 10 000 руб., если налогоплательщиком является, например, инвалид любой группы (кроме III, для которой есть некоторые ограничения), ветеран или инвалид ВОВ и т.п. При этом если кадастровая стоимость земельного участка такого физического лица оказывается меньше необлагаемого минимума (10 000 руб.), то налоговая база принимается равной нулю, т.е. налог также признаетсяравным нулю.

Порядок определения налоговой базы и исчисления налога для земельных участков, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности, аналогичен порядку, применяемому в отношении имущества физических лиц.

Налоговые ставки установлены ст. 394 НК РФ в максимальных значениях:

  • 0,3% - для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства (например, фермерское поле, дачный участок);
  • 1,5% - для прочих земельных участков.

Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е. для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о. сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.

Земельный налог рассчитывается следующим образом:

  • Сумма налога за год = ставка налога * налоговая база * коэффициент
  • Авансовый платеж = сумма налога за год * ? или 1/3 * коэффициент

Если в течение календарного года налогоплательщик приобретал и (или) утрачивал права собственности на земельный участок, то сумма налога (авансового платежа) уменьшается на поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Например: В долевой собственности (с равными долями) Карла и Клары находится дачный участок площадью 0,6 га. Карл - инвалид II группы, т.е. имеет льготу по земельному налогу в размере необлагаемого минимума (10 000 руб.). Кадастровая стоимость данного участка составляет 20 000 руб. Ставка налога в муниципальном образовании, где находится и зарегистрирован данный участок, составляет 0,3%. Рассчитаем сумму земельного налога. Поскольку участок находится в долевой собственности, где каждому собственнику принадлежит? участка, то на каждого приходится по 0,3 га. Для Карла налоговая база составит- 4 000 руб. (20 000 х 0,3 – 10 000 = -4000 руб.).Налогооблагаемая база меньше необлагаемого минимума, т.е. принимается равной нулю. Таким образом, земельный налог с доли Карла составит 0 руб. Налоговая база доли Клары оценивается в 6 000 руб. (20 000 х 0,3). Сумма налога равна 18 руб. (6 000 х 0,3%).


Количество показов: 24918

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.