Должна быть мера нужно понимать. Владимир Путин: «Во всём должна быть мера


О сочувствии и заботе. Правильно советуют, но позвольте дополнить: прося, знайте меру и будьте готовы иногда слышать такое же прямое «нет». Сейчас расскажу почему.

Моя бабушка с юных лет усвоила, что все вокруг толстокожие чурбаны, и всегда прямо говорила, что её не устраивает и что окружающие должны делать, чтобы облегчить ей жизнь. Довольно быстро эта хрупкая, нежная и трепетная женщина стала домашним тираном.

Когда моя мама была подростком, бабушка крала её дневники (не школьные, а личные, содержащие все девичьи тайны и спрятанные под подушку или в шкаф), а потом устраивала показательные скандалы на тему «да как ты можешь так думать, я теперь не могу уснуть, раз ты обиделась из-за такой мелочи». Мы все были подростками и знаем, как могут ранить «мелочи», но бабушка, видимо, вылупилась сразу старой брюзгой и впадала в истерику, встретив со стороны дочери малейшее непонимание.

Когда я была подростком, я знала, что домой нужно вернуться строго после школы. Не потому, что меня могут ограбить и изнасиловать в тёмной подворотне, а потому, что бабушка будет волноваться, а когда (не если, а когда!) на меня всё-таки нападут, её бедное сердце может не выдержать. Всё это говорилось много раз с дрожащими губами и пузырьком успокоительного в руках.

Когда я выбиралась на встречи с друзьями, бабушка требовала оставить адрес и телефон места, куда я иду. Эта нормальная, в сущности, просьба (мобильников-то не было) обставлялась как в театре. Подробно объяснялось, как она будет волноваться, как трудно ей не знать, где мы и с кем, как тяжело ей, такой заботливой, жить среди нас, бессердечных тварей. Конечно, в разгар веселья она звонила узнать, как там «её девочка», и если в 11 лет «девочка» с этим мирилась, то в 14 я просто перестала говорить, куда иду. Всё равно будут слёзы и мольбы «быть чутче», так какая разница?

В 14 лет я рассталась с единственной подругой, она меня очень обидела, было невыносимо тяжело. Скрыть это было невозможно, бабушка пришла с вопросами, я не выдержала и разревелась ей в подол. Вы в жизни не угадаете, как она меня «утешила». Стала рассказывать, что люди вокруг такие бессердечные, не то что она, она бы так никогда не поступила, ей больно даже смотреть на мои страдания… Через минуту она разревелась сама, пошла за каплями, и утешать пришлось уже ей. Сорок минут она, сморкаясь в платок, говорила о своих чувствах. Но причём тут я? Мне она не дала не то что выговориться, вообще проговорить дольше минуты. Поступок подруги давно забылся, дружбу мы восстановили, а бабушку, перебившую меня на полуслове, помню до сих пор.

Прошло 20 лет. На бабушкины просьбы и жалобы уже никто не реагирует. Попытки поговорить и объяснить, что если все вокруг бабушки живут «неправильно», то дело, скорее всего, в самой бабушке, заканчивались слезами и запахом валокордина.

Мы задолбались. Мы живём с постоянной оглядкой. Придумываем легенды о сданных экзаменах, верных друзьях, лёгких родах, здоровых детях. Не жалуемся, не откровенничаем, «держим лицо». Договариваемся, кто что и о чём врал, чтобы не подставить друг друга.

Каждые пять лет она подозревает у себя страшную болезнь. Каждый месяц она звонит и спрашивает, точно ли у нас не случилось ничего плохого, и просит ничего от неё не скрывать, а то она волнуется. Раз в три месяца она устраивает деду скандал с трёхдневным бойкотом за то, что он вышел за хлебом и не взял с собой телефон, а она за 15 минут чуть не сошла с ума, представляя, как под дверью его хватил инфаркт, но все думают, что он пьян, и обходят стороной. Тут бы похвалить бабушку за предусмотрительность, но… не хвалим. Деду искренне сочувствуем.

Недавно ей понадобилось пройти очень специфическое медицинское обследование в связи с подозрением на онкологию. Самое время волноваться, не спать ночами, держать бабушку за руку и всячески поддерживать. Накануне обследования мы собрались всей семьёй. И, знаете, сочувствия и жалости не ощущал никто. Бабушка сидела в комнате одна и пила валокордин, а мы спокойно обсуждали варианты дальнейших действий: кто будет ухаживать, на чьи деньги будем лечить, если диагноз подтвердится. Нам было грустно, мы надеялись, что всё обойдётся, и с облегчением выдохнули, когда диагноз не подтвердился, но волнения, переживаний не было вообще. Как будто мы обсуждали ремонт автомобиля. Ужасно писать об этом, но мы настолько задолбались годами слышать бесконечное «мне плохо, я волнуюсь, побудьте со мной, пожалейте меня», что в этой первой по-настоящему серьёзной ситуации у нас просто не хватило сил сопереживать и поддерживать. Они были исчерпаны много лет назад.

Иногда, если человеку кажется, что ему годами не дают столько внимания и заботы, сколько ему нужно, дело может быть не в слепоте окружающих, а в неуёмном аппетите. Редко, но бывает. Мораль такая: учитесь не только говорить о своих проблемах, но и слышать того, кто говорит о своих проблемах вам.

Во всем нужна мера! Права ребенка, что это значит? Должны ли у него быть какие-либо права? Мне кажется, что мы, родители, часто ошибаемся. Вроде бы у ребенка есть право на учебу, на личное пространство, на свободу действий. Но, почему же, родители вспоминают о правах ребенка только тогда, когда надо дать письменное разрешение учителю на то, чтобы наш ребенок мыл полы в классе или убирал листья на пришкольной территории? Почему же родители не вспоминают о правах, когда заставляют своего ребенка идти на изучение дополнительных иностранных языков, на две или три спортивных секции или кружка, на занятия по музыке. Почему родителям кажется, что их ребенок самый талантливый, самый умный, что можно решить все за него самого? Когда же мы сможем приучить наших детей к самостоятельности? Невозможно объяснить, почему дежурство в классе с мытьем парт стало запретным для ребенка, что это нарушает права маленького человека. Что же творится с нашими детьми? Каких трутней мы вырастим с такой постановкой вопроса? Да, я считаю, что у ребенка должно быть право выбора, чем ему больше хочется заниматься. Но все должно быть хорошо и в меру. А что получается у нас? В школах с ними работают социальные педагоги, психологи и т. д.

Приведу пример. Девочка-третьеклассница, хорошие любящие родители, но деточка очень не хочет учиться, поэтому до школы не доходит, если ее не приводят за руку. Посещая неоднократно социального педагога, девочке взбрело в голову, что родители плохо с ней обращаются, бьют, ругают. Соцпедагог дала ребенку телефон доверия, сказав, что у деточки есть право туда обращаться в любое время. Она тут же позвонила, сообщив о плохих родителях. По телефону сразу же провели воспитательную беседу с родителями. Но этим дело не ограничилось. Девочка узнала от соцпедагога, что, если родители будут с ней плохо обращаться, то её отдадут в интернат. Деточка снова позвонила по телефону доверия, заявив на собственных родителей, что с ней плохо обращаются. Теперь этот ребёнок в интернате, радуется жизни, творит, что захочет и также прогуливает уроки. Свобода! Родители в шоке, потому что и подумать не могли, что дите в третьем классе окажется таким… Не знают, что им теперь и делать, как отмыться от позорного пятна. Вот и подумайте, надо ли было ребенку давать столько прав? А ведь такие вещи происходят на каждом шагу. В наше время надо уже думать об ограничении этих самых прав и свобод. Человек - это звучит гордо! Но во всем нужна мера, надо воспитывать в наших детях чувство ответственности, надо четко разделять эти самые права и обязанности. В конце концов, надо чаще обращаться к произведению С. Маршака "Что такое хорошо и что такое плохо?" Надо поменьше идти на поводу у наших детей, надо заниматься их воспитанием, а не сваливать эту работу на детсад и школу. Советская система образования была самая лучшая в мире, не надо забывать об этом. Может быть, и воспитывала эта система так называемое "стадное чувство", но завидовал этому воспитанию подрастающего поколения и до сих пор завидует весь мир! И, по-моему, хватало всем детям и прав, и свободы. Были бесплатные секции и кружки, беспризорников почти не было, дети не оставались сиротами при живых родителях, спокойно гуляли на улицах наших городов!

Надо брать от старой системы все хорошее, пока еще живы те люди, у которых многому можно научиться! во

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей,
Сколько в уверенности, что мы ее получим
(Демокрит)
Это произошло со мной лет десять тому назад. Летом каждый по-своему проводит свой отпуск. А я уже забыла, когда отдыхала в летнее время. Почти двадцать лет занимаюсь сбором ягоды черники. Реализовать езжу на пригородном поезде в город Челябинск.
Два дня пропадаю с утра до вечера в лесу или в горах, а на третий день работаю на базаре. Утром вставать приходилось в то время в три утра, потому как поезд отправляется в четыре ноль семь. Каждый раз после удачного базара заезжала в деревню, где проживает моя сестра. До вечернего поезда успевала с родственниками съездить на зеро, искупаться и позагорать. В тот злополучный вечер также побывала у них в гостях и поехала домой.
Только со мной получился такой казус. Просыпаюсь и спрашиваю у женщины, которая ехала со мной в одном вагоне: « Скажите, пожалуйста, мы Маук не проезжали еще?» Она утвердительно отвечает, что вот только вагон тронулся. Глядя в окно поняла, что проехали – то всего метров двести от станции. А надобно сказать, что поезд целых пятнадцать минут стоит на нашей станции, а я в это время сладко спала и даже не проснулась.
Сильно расстроилась, но поняла, что безвыходного положения в любой ситуации не бывает. Та женщина забеспокоилась за меня и говорит, что надо было хоть предупредить ее, на всякий случай. Откуда было мне знать, что получится такая оказия. Вспомнила, что в соседнем поселке проживают мои знакомые по базару. И еще проживала там девчонка, которая училась в нашей школе и теперь там замужем. Чтобы сорвать стоп-кран, мне совесть не позволила. Куда смотрели мои ангелы-хранители, понятия не имею. Как будто нельзя было минутой раньше разбудить меня, уставшую работницу. Доехала до нужной станции, дошла до своей знакомой и попросила ее проводить до Людмилы, чтобы та на машине довезла до дома.
Она с мужем держала свой магазин, машина была своя, только попросили немного подождать. Им надо было срочно сделать отчет и разобраться с товаром, который привезли еще днем.
Домой попала в двенадцать часов ночи. Поезд к нам прибывает вечером в десять. Два часа потери лишнего времени.
На следующий год снова началась ягодно - базарная пора. Сноха, жена родного брата попала в аварию в Уфе. На трассе насмерть ее сбила машина.
Поехала на похороны в родную деревню. Проводили сноху в последний путь. Мулла прочитал молитву за столом. Поели суп, чай пили с разными яствами и стряпней. В доме, где читается молитва, спиртное ни в коем разе не положено употреблять. Тогда родственники со стороны брата и снохи договорились поехать в лесную чащобу и там немного посидеть. Накрыли стол, купили водочки, вина, пива. Тогда как раз самый разгар лета был, если быть точным, начало июля. Вечером поехала снова на пригородном поезде домой.
Просыпаюсь и вижу, что я уже в другом городке, который находится от нас за час езды. Если в первый раз доехала до следующей станции, то во второй раз до конечной. Благо, уже сотовые телефоны появились. Позвонила до друга нашей семьи, с которым к тому же мы были из одной деревни. И еще дальним родственником приходился нам. Его родной брат был женат на моей четвероюродной сестре.
Жамиль не заставил себя долго ждать. Когда подъехал к заправочной станции, мне стало неудобно, потому что с собой денег не было. К счастью, у него свои были. Когда довез до дома, расплатилась за проезд. Вынесла из дома денежки.
Легла отдыхать, только сон не шел. Так в полудреме провела три часа, и встала. Меня ждал товар. Я собрала их и оставила для реализации после похорон.
Дотащилась до станции, состояние сонной мухи. Употребляла немного, то ли нервы, то ли усталость сказалась. Сразу легла отдыхать, тем более до города четыре часа езды.
Еще год прошел с того злополучного случая. Как всегда закончила базар рано и поехала в деревню к сестре.
Она была на покосе. Пошла к племяннице, ее дочери. Миндигуль была в декретном отпуске. На улице стояла неимоверная жара. Тут племянница мне предложила отдохнуть и попить пивка. Таким образом, усталость снять и жажду утолить. Достала заначку старую, оставшуюся с ее дня рождения. Сама компанию составить не могла, поэтому пригласила соседку, молодую женщину, которая два года тому назад, как родила, и грудью не кормила. Она прихватила с собой еще пивка, тоже заначка старая, припрятанная от мужа. На двоих получилось четыре литра. До поезда времени было вагон, почти пять часов. Мы, не торопясь, закусывая, потягивали пивцо. Оно выпускалось в нашем районе, было вкусное, не то, что нынче. Если честно, я не очень-то уважаю сей напиток, не говоря о более крепких.
Села в последний вагон, кроме меня там ни одного пассажира. Голова во здравии. Внутри сильно замутило. Достала мешочек, все содержимое, принятое за столом, пошло туда. Поезд еще стоял, поэтому успела выкинуть мешочек.
Села, вагон тронулся, и поехали. Проснулась только тогда, когда услышала, что остановка конечная. Снова в третий раз проехала свою родную станцию. Делать нечего, звоню своей приятельнице и объясняю ситуацию. Она вместе с мужем, на стареньком, видавшем виды, красном « Жигуленке» забрала меня домой.
Три года подряд длилось такое безобразие. И больше не повторяется. Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить. Как сказал древнеримский поэт Гораций Флакк Квинт: « Мера должна быть во всем».

На большой пресс-конференции 23 декабря Владимир Путин ответил на вопросы представителей ведущих российских и зарубежных СМИ. Президент отвечал на вопросы журналистов почти четыре часа, и пересказывать весь разговор мы не будем: стенограмма и видеозапись мероприятия опубликованы на сайте Кремля. Остановимся на темах, постоянно находящихся в поле зрения портала profiok.com.

О технологическом отставании

По словам Владимира Путина, проблемы отечественной экономики связаны с тем, что долгое время существовала возможность получения сверхприбыли в отраслях, не связанных с высокими технологиями. Соответственно эти отрасли не развивались должным образом. Сейчас руководство страны предпринимает попытки в корне переломить ситуацию, «изменить структуру экономики, настроить её на новый лад, создать перспективы для развития». Попытки заключаются, например, в создании льготного режима для высокотехнологичных отраслей, в принятии Национальной технологической инициативы, создании территорий опережающего развития, подготовке комплексного плана развития экономики на период до 2025 года, который будет сформирован к маю 2017 года. Путин считает, что первые результаты уже появились. Так, экспорт продуктов информационных технологий вырос практически с нуля до 7 млрд долларов в год (для сравнения: годовой экспорт вооружений оценивается в 14,5 млрд долларов). Оборонная отрасль претерпела «серьёзные внутренние структурные изменения», напомнил Путин. На предприятиях ОПК, по выражению президента, наблюдается «взрывной» рост производительности труда, и эта тенденция со временем должна перейти в гражданский сектор.

Иными словами, ни о каком технологическом отставании, по мнению Путина, речь не идёт. В ряде отраслей Россия до сих пор сохраняет лидерство (ядерные технологии, космос и ракетостроение, ОПК и т.д.), в других наметились «точки роста».

«Я считаю, что не только руки опускать нельзя, наоборот, у нас есть все основания полагать, что мы не только будем лидерами по многим ключевым направлениям, но и сохраним это лидерство на многие десятилетия», - сказал Владимир Путин.

Добавим, что позднее советник главы государства по интернету Герман Клименко пояснил , что одна из «точек роста» в сфере ИТ - программное обеспечение (ПО). К 2025 году, по словам Клименко, ожидается рост экспорта ПО до 20-30 млрд долларов в год.

О новой роли библиотек

Главный редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч пожаловался на сокращение финансирования библиотек и напомнил, что без развития любви к чтению воспитать нравственного человека не получится. Из-за отсутствия средств библиотеки вынуждены отказываться от подписки на регулярные детские журналы, в то время как именно периодические издания, по мнению Ходорыча, «создают привычку к регулярному чтению».

«Просто так перечислять деньги - это далеко не всегда самый эффективный способ поддержки», - считает глава государства. Владимир Путин пояснил, что вопрос нужно решать комплексно. Понятно, что бумажные книги и журналы постепенно вытесняются более современными носителями информации. Но нужно добиваться, чтобы «на современных носителях был нужный контент», уверен президент. Поэтому сейчас стоит вопрос о возрождении библиотек в новом качестве, о превращении их в современные мультимедийные центры, где можно будет не только «просто прийти и перелистывать книжки», но и получить доступ в интернет и к базам электронных изданий. Решать эту задачу предполагается на уровне муниципалитетов и регионов. Впрочем, если потребуется конкретная помощь на федеральном уровне, об этом тоже «можно подумать», сказал Владимир Путин.

О патриотизме и чувстве меры

Президент в очередной раз повторил, что государство поддерживает и будет поддерживать патриотические движения. «У нас нет никакого другого и не может быть никакого другого объединяющего начала», - подчеркнул Владимир Путин. При этом глава государства призвал «не питаться информационными фобиями» и сохранять чувство меры.

«У нас большая, сложная страна, - сказал Путин. - Одни радикально защищают либеральные ценности, выставки провокационные устраивают и при этом говорят, что делают это сознательно, чтобы побудить интерес своим действиям. Здесь тоже мера должна быть, правда? То же самое можно сказать и о так называемых ура-патриотах. Я сказал, что мы патриотические движения будем поддерживать, но извращать ничего нельзя». По мнению президента, мера должна быть «выработана внутри самого общества».

Мера должна быть во всём - в том числе это касается размера доходов руководителей госкомпаний и «строительства вызывающих по внешнему виду объектов недвижимости», подчеркнул президент. Мера, как отметил Владимир Путин, должна быть и в действиях журналистов, порой переходящих черту и вторгающихся в частную жизнь публичных людей.

Президент считает, что в современном мире запретить ничего невозможно, но в обществе должны существовать некие «внутренние самоограничения», некие правила, которых следует придерживаться.

Так, в развернувшейся дискуссии вокруг «Ельцин-центра» в Екатеринбурге глава государства не видит ничего особенного, «это нормальное явление». Другое дело, что нельзя допускать обострения дискуссии и усиления напряжённости в обществе. Владимир Путин напомнил, что в наступающем 2017 году мы будем отмечать столетие революционных событий 1917 года, и в этом контексте важно «вести дело к примирению, к сближению, а не к разрыву, не к нагнетанию страстей».

О профессионализме. Комментарий profiok.com

Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Пётр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Пётр Иванович Бобчинский.

Н.В. Гоголь. Ревизор

Обсуждая пресс-конференцию президента, многие сетуют на то, что не услышали ничего нового: всё происходило долго, скучно и абсолютно предсказуемо. На наш взгляд, результат вполне логичный: каковы вопросы, таковы и ответы. Нет никакой вины главы государства в том, что задаваемые вопросы были напрочь лишены признаков профессионализма. Любой студент журфака (если он нормально учится, конечно) в курсе, что пресс-конференция как жанр не подразумевает диалога со спикером. Нельзя задавать сразу несколько вопросов, потому что это как минимум даёт возможность выбрать, на какой вопрос стоит отвечать, а какой можно «забыть». Вопрос формулировать следует так, чтобы на него нельзя было не ответить или ответить односложно. Есть и этическая сторона: наверное, велико искушение как можно дольше покрасоваться в прямом эфире, но следует помнить, что при этом бездарно расходуется время и президента, и коллег, и миллионов зрителей.

Есть ощущение, что многие задавали вопросы просто для того, чтобы спросить хоть что-нибудь. Иначе зачем было второй раз задавать вопрос о том, как должен называться Керченский мост (Николай Долгачёв, ТК «Калининград»), зачем было дважды поднимать тему защиты животных (Илона Линарт, МТРК «Мир», Татьяна Меликян, Lenta.ru)? «Я же уже говорил...» - терпеливо вздыхал Путин, тем не менее, повторяя свои ответы. Удивил Андрей Колесников из «Коммерсанта», спросивший, будет ли Владимир Путин участвовать в выборах президента в 2018 году. Интересно, на какой ответ он рассчитывал? Неужели на что-то более конкретное, чем «время покажет»? Отвечая на вопрос Владимира Гусева из ИА «Блокнот» о допущенных ошибках, президент уже еле сдерживал раздражение: «Вы знаете, мне уже многократно вопросы подобного рода и прямо такой вопрос задавали Ваши коллеги». Что ожидал услышать Денис Поляков из кунгурской газеты «Искра», спрашивая о развитии шахмат? «Нужно, чтобы шахматы развивались по всей стране», - ответил Владимир Путин. Точно так же можно было спросить о развитии спорта, модернизации здравоохранения, повышении рождаемости, производительности труда, и уровня доходов населения, развитии туризма, охоты и рыболовства. Этот журналист, похоже, даже никакой личной цели не достиг - в отличие, например, от главреда питерской газеты «Общество и экология» Сергея Лисовского, добившегося от президента приглашения на заседание Государственного совета по экологии.

Очень покоробило «Здрасьте, господин президент», прозвучавшее из уст журналиста «Эха Москвы». Не менее сильно передёрнуло от потока лести: Марат Сагадатов, главред уфимской газеты «За суверенитет России», прежде чем перейти к вопросу, долго благодарил Путина буквально за всё. Не отличались оригинальностью и либералы: журналистку издания znak.com Екатерину Винокурову президенту и вовсе пришлось останавливать, иначе её обличительная речь никогда бы не закончилась. Даже единомышленники из «Медузы» признали, что это эмоциональное выступление сложно назвать вопросом. «Мы только что были свидетелем редакционной колонки в прямом эфире. Ответ, в общем, не так уж важен», - говорится в онлайне «Медузы».

Стоило ли несколько лет назад хихикать над дальневосточной журналисткой Марией Соловьенко? (Помните? «Садитесь Маша. - Спасибо, Вова»). Её выступление на пресс-конференции президента было по крайней мере ярким, да и домашней заготовкой не выглядело. В этот раз Маши явно не хватало.

Жаль, но различий между «Прямой линией», где вопросы главе государства задают «люди из народа», и «Большой пресс-конференцией», где президент отвечает на вопросы якобы профессиональных изданий, остаётся всё меньше. И если участникам «Прямой линии» ещё можно простить и волнение, и попытки польстить, и желание соригинальничать, максимально использовав возможность что-то сказать на всю страну, и трудности с чёткими формулировками, то в отношении представителей СМИ остаётся лишь горькое недоумение. Похоже, проблема дефицита квалифицированных кадров, которой давно уже озабочен реальный сектор экономики, не обошла стороной и отечественную журналистику.

Похоже, подобный формат общения с президентом скоро вымрет как жанр. И претензии по поводу несостоявшегося откровенного разговора о важном едва ли стоит предъявлять главе государства, честно нашедшему в своём плотном графике целых четыре часа для ответов на дурацкие вопросы. Он-то нашёл время, а толку?

P.S. К слову о профессиональной этике. Журналисты «Эха Москвы» обыгрывают сюжет о том, что Путин якобы запнулся на слове «культура». Прежде чем шутить на эту тему, не поленитесь посмотреть видеозапись. Президент всего лишь уточнил у Пескова точное название Совета по культуре, что неудивительно, если попробовать посчитать количество разных советов, в которые он входит.

P.P.S. Для тех, кому, возможно, нужно освежить знания, приводим несколько отрывков из популярных учебных пособий для будущих журналистов.

Журналистика не знает случая, когда бы так называемые мудрёные или «с подковыркой» вопросы приносили плоды. Такие вопросы, как правило, выдают человека неопытного либо озабоченного производимым впечатлением, а не мыслью о хорошей статье. Простые вопросы суть следующие: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? [...] Старайтесь не задавать вопросы-штампы. Спросить кого-то, кто только что пережил трагедию, «Что вы чувствуете?» - значит напроситься в ответ на избитую фразу.

Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист

Пресс-конференция обладает определенными устоявшимися традициями, правилами, которые каждый её участник должен знать и неукоснительно соблюдать. [...] Прежде всего следует представиться: назвать себя и орган массовой информации, который вы представляете. Затем чётко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам. Вступать в полемику с отвечающим не принято.

Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика

На пресс-конференции можно задать любой вопрос, а заодно послушать и то, что спросят коллеги. Глядишь, и соберёшь кое-какой материальчик для статьи. Однако практика показала, что никто не спешит задавать интересные вопросы. Часто их у журналистов просто нет, так как не было времени, возможности, желания подготовиться к пресс-конференции. [...] Не стоит «приватизировать» внимание «звезды» своими сыплющимися как из рога изобилия вопросами. Дай поработать и коллегам.

Солнцева Т.В. В торая древнейшая, или Как стать акулой пера

Во всем важна мера. (1)

Ни в чем никаких крайностей! (2)

Мерность во всем прекрасна. (3)

Так белое или черное? Длинное или короткое? Холодное или горячее? Что сказать? Выбирайте сами, но не забывайте о мере.

Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (4)

Человек — удивительное существо, он обладает бесконечной свободой выбора, которая уравновешена свободой само ограничения. Человеку можно все, ну, буквально все, что он захочет и на что достанет его возможностей. Сами представляете, что творилось бы на земле, если бы не было второго пункта и того, что создает потребность к ограничению: нормировочной этики, Принципа Ответственности и Принципа Необходимости.

Все мне позволительно, но не все полезно;

все мне позволительно, но ничто не должно

обладать мною. (5)

Человек — это канат, натянутый между животным

и сверхчеловеком, — канат над пропастью. (6)

Человек, в идеальном его варианте, — индивидуальная личность, имеющая свои цели и задачи, которые требуют того или иного от него и от внешнего мира строго по Принципу Необходимости, определяемого этими самыми целями и задачами. Принцип Необходимости вкупе с этическими нормами (универсальными законами, незнание которых не освобождает… — ну, вы помните) развешивают красные флажки на пути наших желаний, прихотей и похоти, потому как они способны нас завести куда угодно, в самые опасные трясины как черной, так и белой половины полноценности.

Даже в сфере духовного следует

сохранять благоразумие. (7)

Так вот, во всем, что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались, важна мера: насколько глубоко мы забираемся на ту или на другую половину и отклоняемся от заветного пути. Помните: мы придерживаемся золотой середины, идем по ребру медали.

Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги,

но сребролюбие, не слава, а тщеславие, а когда так, то в сущем нет

ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения

ума о возделании естества (душевных сил, и их доброт направлении). (8)

А теперь я обращаюсь к вам, чья расточительность так же безбрежна, как и алчность! Вам я говорю! Долго ли еще не будет такого озера, над которым не поднимались бы кровли ваших загородных домов, такой реки, чьи берега не были бы унизаны вашими домами? Где ни пробьются горячие ключи, там тотчас поднимутся новые пристанища роскоши. Где ни изогнется заливом берег, вы кладете основанья построек и, довольные только созданной руками почвою, гоните море вспять. Пусть повсеместно блистают ваши жилища, то на горах, откуда так широк вид на сушу и на море, то на равнине, но возносясь ввысь вровень с горами; сколько бы вы ни строили, как бы высоко ни строили, вы — только крошечные тела, и ничего больше. Зачем вам множество спален? Ведь только в одной вы ложитесь! А где вас нет, там все не ваше. (9)

Обжора роет себе могилу зубами. (10)

Абсолютно все стороны нашей жизни — еда, сон, работа, отдых, любовь, секс, спорт, развлечения, общение — должны подчиняться не только Закону Любви (Лекции №№ 2.2.4.-2.2.7), Принципу Необходимости (Лекция № — 1.2.3.), но и контролироваться нашим чувством меры (Теория Меры — Лекция № 2.2.3.6.). По-простому, в быту, это выражается элементарной фразой: «Все, хватит, остановись!». Она всегда звучит в голове у каждого в тот момент, когда вы действительно перегибаете палку. В эти моменты вы слышите все тот же Голос Совести (Лекция № 1.1.7.1.) или Твердое Да (Лекция № 2.1.2.1.) и вы обязаны ему подчиниться. Это и будет являться соблюдением ВАШЕЙ меры, потому что, как вы догадываетесь, у каждой индивидуальности она строго индивидуальна. Кому-то можно выкурить пачку сигарет, а кому-то и одна единственная противопоказана.

Сигара может послужить хорошим

суррогатом мысли. (11)

Писание не отнимает у нас ничего данного нам от Бога

для употребления, но обуздывает неумеренности, и исправляет безрассудность. То есть, оно не запрещает ни есть, ни рожать

детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч. Не запрещает даже

и думать об оном, ибо для того оно и сотворено; но запрещает

думать страстно. (12)

Бесстрастное размышление – инструмент объективного анализа. Страсть к чему-либо и страстные помыслы об этом – всегда повод для нарушения меры. Будьте внимательны к качеству вашей страсти, ее правомерности, ведь страсть страсти – рознь. Кто знает вашу меру лучше, чем вы сами? Кто может вам приказать что-либо, как не вы сами? Кого вы послушаетесь, как не голоса СВОЕЙ Совести? Она ведь гораздо лучше представляет ваши задачи и вашу меру, чем кто-либо другой, а зачастую даже лучше, чем вы сами.

Порицанья заслуживают и те, что всегда обеспокоены, и те, что всегда спокойны. Ведь и страсть к суете — признак не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа, и привычка считать каждое движение тягостным — признак не безмятежности его, но изнеженности и распущенности. …Все должно сочетаться: и любителю покоя нужно действовать, и деятельному — побыть в покое. Спроси совета у природы: она скажет тебе, что создала и день и ночь. (13)

Должна ли любовь (особенно материнская) знать свою меру, или безмерная любовь – то, к чему нужно стремиться? Как много подарить сил, времени, денег, терпения, заботы, нежности? Как долго претерпевать ответные пренебрежение, хамство, издевательства? Все ли и всегда ли до лжно прощать? Не растим ли мы своей слепой любовью бездушных безответственных эгоистов? Может, уже настало время отпустить этого блудного сына поискать по свету лучшей доли: «Я тебя очень люблю, но всему есть пределы. Вот – Бог, вот – порог, поучись-ка, сынку, уму-разуму»?..

Вы орете на ребенка, наказываете его, пусть даже и за дело, и внутри вдруг четкое и ясное: «Стоп! Хватит!» Так что же вы продолжаете, да еще и ремень в руки берете? «Собака уж давно успокоилась, а хозяин все орал и орал»? (14) Вы пришли на званый обед, на столе столько всего вкусного… Ух, сейчас поедим!.. И начинается — не остановиться, а желудок-то давно сигнал подал: «сыт-с!». Доходит до того, что не можем вылезти из-за стола. Вспомните историю с легендарным Винни-Пухом. Вот и мы такие же. Нас приглашают в гости, мы устраиваем побоище, нас зовут на собрание, мы — «Даешь революцию!».

Не ешьте слишком много и не воздерживайтесь от еды,

не забывайте о сне, но и не спите лишнего; не терзайте свою

душу жестоким тапасом – занимайтесь йогой с твердостью,

не предаваясь унынию. (15)

Говорят: «русские меры не знают». Точно. Мы не едим, а обжираемся, мы не спорим, а деремся, мы не отдыхаем, а отрываемся, испытываем не чувства, а страсти, не едем, а летим, — и так во всем. «Если горе у нас, то без меры, если счастье, то в смертных боях, всякий бог до огромных размеров разрастается в этих краях…» (16) Вот и мотает нас от качественно белого к качественно черному. Что заслужили!..

Отличительное свойство русского ума состоит

в отсутствии понятия о границах. Можно

подумать, что все необъятное пространство нашего

отечества отпечаталось у нас в мозгу. (17)

Россия — страна максим. Вечная лихорадка. А мы все мечтаем о стабильной и качественной жизни, которая начинается только тогда, когда начинается мера, законоМЕРНОСТЬ- мера исполнения закона.

…Аттический пейзаж указывает, каким должен быть человек: хорошо сложенным, немногословным, чуждым чрезмерной роскоши, сильным и вместе с тем способным обуздать свою силу и удержать в пределах фантазию. Иногда аттический пейзаж приближается к границам строгости, но никогда не преступает их, оставаясь в пределах жизнерадостной, уступчивой серьезности. Его изящество не впадает в романтизм, равно как и сила его не впадает в грубость. Все здесь хорошо взвешено, хорошо рассчитано, достоинства не переходят в чрезмерность и не нарушают человеческой меры, останавливаясь именно там, продвинувшись чуть далее откуда, все это стало бы сверхчеловеческим или божественным. Аттический пейзаж не петушится, не витийствует, не переходит в мелодраматическую приторность и говорит только то, что нужно, с мужественной, спокойной силой. Сущность он излагает самыми простыми средствами. (18)

Каждый закон, каждый принцип, каждая норма имеет свои рамки и свои исключения, которые, как известно, далеко не всегда приводят к хорошему концу и при этом утверждают обозначенные границы. Не выходите за них хотя бы в своем внутреннем мире, и тогда хотя бы ваша жизнь будет протекать законоМЕРНО, т.е. с соблюдением морально-нравственных и правовых законов. А Жизнь нации складывается из Жизней ее отдельных представителей. Ведь это же так просто.

Кто отказался от излишеств,

тот избавился от лишений. (19)

— Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство, он должен стремиться к центру, а не к периферии. Запомни: можно быть строгим логиком или грамматиком и при этом быть полным фантазии и музыки. Можно быть музыкантом или заниматься игрой в бисер и при этом проявлять величайшую преданность закону и порядку. Человек, которого мы имеем в виду и который нам нужен, стать которым — наша цель, мог бы в любой день сменить свою науку или свое искусство на любые другие, у него в игре в бисер засверкала бы самая кристальная логика, а в грамматике — самая творческая фантазия. Такими и надо нам быть, надо, чтобы нас можно было в любой час поставить на другой пост и это не вызывало бы у нас ни сопротивления, ни смущения.

— Пожалуй, я понял, — сказал Кнехт. — Но разве те, кому свойственны такие сильные пристрастия и антипатии, не обладают просто более страстной натурой, а другие просто более спокойной и мягкой?

— Кажется, что это так, но это не так, — засмеялся мастер. — Чтобы все уметь и всему отдать должное, нужен, конечно, не недостаток душевной силы, увлеченности и тепла, а избыток. То, что ты называешь страстью, — это не сила души, а трение между душой и внешним миром. Там, где царит страстность, нет избыточной силы желания и стремления, просто сила это направлена на какую-то обособленную и неверную цель, отсюда напряженность и духота в атмосфере. Кто направляет высшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный, потому что пламя его горения не всегда видно, потому что он, например, не кричит и не размахивает руками при диспуте. Но я говорю тебе: он должен пылать и гореть! (20)

Как верно.

Примечания:

  1. Подробнее см. Теорию Меры (Лекция № 2.2.3.6.).
  2. Будда.
  3. Григорий Синаит // Добротолюбие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С.370.
  4. Евангелие от Луки: 6, 37.
  5. Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам: 6, 12.
  6. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. //Ницше Ф. Сочинения в 2 т. — М.: Мысль, 1990. Т.2, стр. 9.
  7. Шри Ауробиндо. //А.Б.Пурани. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. — СПб: АО «Комплект», 1994. Т.2, стр. 192.
  8. Максим Исповедник // Добротолюбие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С.300.
  9. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Худ.лит., 1986, стр. 190.
  10. Английская пословица.
  11. А.Шопенгауэр.
  12. Максим Исповедник // Добротолюбие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С.325.
  13. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Худ.лит., 1986, стр. 36.
  14. М.Жванецкий.
  15. Кришна.
  16. А.Иващенко и Г.Васильев. «Жизнерадостные горемыки».
  17. Борис Чичерин.
  18. Казандзакис Н. Отчет перед Эль Греко. – Лотос, 2005. С. 120-121.
  19. И.Кант.
  20. Г.Гессе. Игра в бисер. //Г.Гессе. Петер Каменцинд. Игра в бисер. — М.: Олимп; Издательство Астрель; Фирма Издательство АСТ, 2000, стр. 214. (курсив наш)

Тезисы:

¨ «Мерность во всем прекрасна».

¨ «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

¨ Человек обладает свободой выбора и свободой само ограничения.

¨ Человек, в идеальном его варианте, — индивидуальная личность, имеющая свои цели и задачи, которые требуют того или иного от него и от внешнего мира строго по Принципу Необходимости, определяемого этими самыми целями и задачами.

¨ Принцип Необходимости вкупе с Этическими Нормами призваны ограничивать человеческие желания, страсти, прихоти и похоти.

¨ Во всем, что бы человек ни делал, чем бы ни занимался, важна мера: насколько далеко в сторону он отклоняется от срединного пути. Помните: необходимо придерживаться золотой середины, идти по ребру медали.

¨ «Все, хватит, остановись!» Когда в ушах, в душе зазвучали эти слова, нужно остановиться.

¨ Стабильная и качественная жизнь начинается только тогда, когда начинается мера, законоМЕРНОСТЬ- мера исполнения закона.

¨ Каждый закон, каждый принцип, каждая норма имеет свои рамки и свои исключения, которые, как известно, далеко не всегда приводят к хорошему концу и при этом утверждают обозначенные границы.

¨ «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».