Рабочая программа «Мир вокруг нас. Тематическое планирование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
Колпинского района Санкт-Петербурга
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Мир вокруг нас»
подготовила
Пояснительная записка
Программа представлена в форме интегрированных занятий по разным видам деятельности детей. Предложенный материал можно варьировать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развитии детей, глубины освоении темы.
В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при проведении кружковых занятий. Идея программы и пути её осуществления направлены на то, чтобы помочь понять, как можно комплексно проконтролировать представления, знания и умения детей, без чего невозможно оценить результат воспитательно-образовательной деятельности спроектировать дальнейшую работу.
Данная программа позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.
Основные задачи:
Выявить объём представлений, знаний, умений и навыков детей по данной лексической теме.
Активизировать словарь по теме:
названия;
признаки;
действия.
Оценить умение детей использовать полученные знания в разных вилах деятельности.
Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
Планирование лексических тем
Октябрь
«Овощи и фрукты»
Ноябрь
«Деревья и кустарники»
Декабрь
Я нварь
«Домашние животные»
Февраль
«Продукты питания»
Март
«Человек»
Апрель
«Дом, квартира, мебель»
Мониторинг детей старшей группы по теме:
«Мир вокруг нас»
I. Тема: «Овощи, фрукты»
Какие овощи растут на земле? В земле? На кустах?
Что можно приготовить из овощей?
Почему овощи надо есть каждый день?
Назовите части фруктов.
Почему фрукты полезны для здоровья?
I I. Тема: «Деревья и кустарники»
Какие деревья и кустарники вы знаете?
Чем дерево отличается от кустарника?
Какие части можно выделить у всех деревьев?
Почему лес надо охранять?
Как можно узнать, сколько лет дереву?
III. Тема: «Птицы»
Чем птицы отличаются от других животных?
Каких перелетных и зимующих птиц вы знаете?
Для чего птицам нужны гнезда?
Каких домашних птиц вы знаете?
Какие птицы первыми прилетают к нам?
IV. Тема: «Домашние животные»
Каких животных называют домашними?
Назовите части тела домашнего животного.
Как человек заботится о домашних животных?
Назовите детёнышей домашних животных.
Что будет, если домашних животных поместить в дикие условия?
V. Тема: «Продукты мигания»
Что такое продукты?
Для чего нужны продукты питания?
Где продаются продукты?
Почему нельзя есть много сладостей?
Как можно узнать, что продукт свежий’?
VI. Тема: «Человек»
Какие части человеческого тела вы знаете?
Назовите парные органы.
Чем старый человек отличается от молодого?
Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?
Как уберечь себя от болезней?
VII. Тема: «Дом, квартира, мебель»
Какие бывают дома?
Какие части есть у дома? Для чего они нужны?
Чем отличаются дом и квартира?
Какие помещения есть в квартире? Каково их назначение?
Какую мебель вы знаете? Для чего она нужна?
VIII. Тема: «Цветы»
Какие цветы вы знаете?
Как человек ухаживает за садовыми цветами?
Почему некоторые цветы занесены в Красную книгу?
Какие комнатные цветы вы знаете?
Почему люди так любят цветы?
«Овощи, фрукты»
I ЗАНЯТИЕ:
Закрепить название овощей и фруктов, их частей.
Развивать планирующую функцию речи путём совместного планирования со взрослыми и детьми.
Уметь выделять в загадке главные признаки и сопоставлять их с загадкой.
Выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом.
Развить творчество, воображение.
Вводная беседа, рассматривание иллюстраций.
Отгадывание загадок (стр. 31 -35).
Ритмическая гимнастика «Собираем урожай на даче» (стр.35).
Дидактическое упражнение «Будь внимателен» (стр.37).
Пальчиковая гимнастика «Капуста» (стр.37).
Дидактическое упражнение «Узнай овощи и фрукты по вкусу, запаху и на ощупь».
Творческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов»
умение готовить цветовой фон, сочетая цвета и формы;
использовать все пространство листа.
II ЗАНЯТИЕ:
Развить игровой диалог, умение объединять несколько игр, воспитывать социальную активность.
Развить быстроту реакции на вопрос.
Воспитывать выдержку, терпеливость.
Умение выразительно передавать образ.
Формировать творческое начало личности ребенка.
Дидактическая игра «Вершки – корешки» (стр.41).
Хоровая игра «Кабачок» (стр. 39).
Подвижная игра «Баба сеяла горох» (стр.40).
Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе» (стр.40).
Т ворческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов, развить умение рассказывать о своем натюрморте:
развивать чувство композиции, формы, пространства;
воспитывать эстетический вкус.
III ЗАНЯТИЕ:
Расширить знание детей о заготовках из овощей и фруктов на зиму.
Уметь выразительно передавать образ.
Развить фразовую речь, произвольное внимание.
Воспитать терпимость к ошибкам сверстников, желание им помочь.
Дидактическая игра «Осенняя ярмарка» (стр.41).
Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт блюд?» (стр. 42).
Театрализованная игра «Огород» (стр. 42 – 42).
Дидактическая игра «Мы считаем» (стр. 44).
Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?» (стр. 45).
Чтение стихов об овощах и фруктах (стр. 50 – 51).
Творческое задание: «Заготовки на зиму»
вырезание различных форм из бумаги, сложенной вдвое;
умение красиво выкладывать, подбирая по цвету.
IV ЗАНЯТИЕ:
Уметь находить овощи и фрукты по перечисленным признакам, описывать их, выделяя характерные признаки.
Уметь сравнивать и группировать фрукты по цвету, называя их.
Развивать операции мышления (обобщения, сравнения).
Уметь составлять образ волшебного дерева в воображении (с помощью
пантомимики).
Воспитать удовлетворение от проявлений творческой индивидуальности.
Дидактическая игра «Найти по описанию» (стр.45).
Дидактическое упражнение «Угадай-ка » (стр.47).
Этюд на развитие воображения «Чудо – дерево» (стр. 48 – 50).
Контрольные вопросы и задания (стр. 55).
Творческое задание: «Фруктовая или овощная рожица»
развитие воображения, творчества, фантазии;
умение создать лицо человека, используя овощи и фрукты.
«Деревья и куст арники»
I ЗАНЯТИЕ:
Расширить знания детей об особенностях внешнего вида и строения
деревьев.
Учить, ритмично иллюстрировать стихи движениями, соотносить строение дерева со строением тела человека.
Формировать интерес к мерам, в которых можно проверить собственные
Развить эмпатию (сочувствие, сострадание).
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Вводная беседа, собрать внимание.
Упражнения, выполняемые в образе (стр. 102 – 103).
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» (стр. 103 – 104).
Дидактическая игра «Отгадай и покажи» (стр. 104 – 106).
Упражнение на воображение «Если бы я был деревом» (стр.107).
Игра на регуляцию мышечного тонуса «Дерево» (стр.114).
Подвижная игра «Где растет дерево?» (стр. 116).
Творческое задание: «Чудо – дерево»
закрепить навыки обрывной аппликации;
развивать фантазию.
II ЗАНЯТИЕ:
Знать изменения, происходящие с деревьями и кустарниками в разное
время года.
Уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Строить придаточные предложения.
Создать положительно эмоциональное настроение у детей в совместной
деятельности.
Дидактическая игра «Найди дерево по времени года» (стр. 117).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
школа №6 г.Таганрога
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №6
Пестерева Т.В.
«__»_______________2010 г.
Рабочая программа учителя.
Учитель Штенская Н.С.
Предмет окружающий мир
Образовательная область естествознание
Учебный год 2010 – 2011
СОГЛАСОВАНО:
метод.советом школы
___________________
РАСМОТРЕНО:
на МО «__»________2010 год.
Руководитель МО__________
Таганрог
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы А.А.Плешакова.
Учебный курс «Мир вокруг нас» преподаётся во втором классе четырёхлетней начальной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществоведение» базисного плана.
Приоритетными задачами курса являются:
Формирование и развитие ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
Формирование у учащихся единого, целостного окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных).
В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города.
Ещё одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений у детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Требования к результатам обучения учащихся
к концу 2-го класса.
Учащиеся должны овладеть следующими учебными компетенциями.
Природа: неживая, живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, звери; основные признаки времен года;
Некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
Основные сведения о своем городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
Строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; культура поведения в общественных местах;
Основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; холм, овраг, гора; разнообразие водоёмов; части реки; название нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Различать объекты природы предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
Различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;
Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Календарно-тематическое планирование. |
|||
Тема урока | Примечание |
||
Твой адрес в мире | |||
Что нас окружает? | |||
Неживая и живая природа | |||
Явления природы | |||
Как измеряют температуру | |||
Что такое погода? | |||
В гости к осени. Неживая природа осенью (урок – экскурсия) | |||
В гости к осени. Живая природа осенью | |||
Путешествие по Зодиаку | |||
Заглянем в кладовые Земли | |||
Про воздух | |||
Какие бывают растения? | |||
Какие бывают животные? | |||
Невидимые нити | |||
Невидимые нити в осеннем лесу | |||
Дикорастущие и культурные растения | |||
Дикие и домашние животные | |||
Комнатные растения | |||
Животные живого уголка | |||
Про кошек и собак | |||
Красная книга | |||
Будь природе другом. Возьми под защиту | |||
Резервный урок | |||
Город и село | |||
Что такое экономика? | |||
Из чего что сделано | |||
Как построить новый дом? | |||
Какой бывает транспорт? | |||
За покупками | |||
Культура и образование | |||
Все профессии важны | |||
В гости к зиме. Неживая природа зимой | |||
В гости к зиме. Живая природа зимой | |||
Невидимые нити в зимнем лесу | |||
Резервный урок | |||
Строение тела человека | |||
Если хочешь быть здоров | |||
Поговорим о болезнях | |||
Берегись автомобиля | |||
Домашние опасности | |||
Лесные опасности | |||
Как нужно купаться? | |||
Очень подозрительный тип | |||
Резервный урок | |||
Наша дружная семья | |||
Правила вежливости | |||
День рождения | |||
Мы - зрители и пассажиры | |||
Резервный урок | |||
Посмотри вокруг | |||
Для чего нужен компас? | |||
Форма земной поверхности | |||
В гости к весне. Неживая природа | |||
В гости к весне. Живая природа | |||
Путешествие по родной стране | |||
Путешествие по Москве | |||
Московский Кремль | |||
Город на Неве | |||
Путешествие по Оке | |||
Путешествие по планете | |||
Страны мира | |||
Путешествие в космос | |||
Впереди лето | |||
Резервный урок |
Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.
Понедельник «Вода вокруг нас»
Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.
- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
- Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
- Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
- Игра - соревнование: «Где живет вода?».
- Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
- Наблюдение за водой в фонтане.
- Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».
Вторник «Круговорот воды в природе».
Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.
- 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
- Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
- Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
- Математические игры:
- «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
- «Веселые капельки» (порядковый счёт).
- «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).
III. Просмотр презентации: «Вода».
- Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.
Среда «Море».
Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
- Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
- Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
- Творческая игра: «Мы - водные животные».
- Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
- Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
- Моделирование сказки: «Русалочка».
- Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
- Составление коллажа из камешков, ракушек.
- Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.
Четверг «Волшебница вода».
Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
- Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
- Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
- Проведение опытов:
А) «Вода прозрачная»
Б) «Вода не имеет форму»
В) «Вода растворяет вещества»
Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Д) «Лед - твердая вода»
Е) «Пар - тоже вода»
Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)
З) «Спичка пленница» (лед и соль)
- Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
- Художественная продуктивная деятельность: монотипия
Пятница «Уроки Берегоши».
Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.
- Сообщение: «Что я узнал о воде».
- Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
- «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
- Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
- Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).
Для нашего домашнего обучения в мы разработали шаблоны планирования занятий, которые вы можете скачать бесплатно.
- Они помогут вам систематизировать темы, собрать во едино идеи и структурировать занятия с ребенком.
- Взяв за привычку планировать обучение ребенка, Вы поймете, что самостоятельно заниматься с ним не так сложно, как казалось.
- Вы будите наглядно видеть, чем, как и когда Вы займетесь.
- Вы сможете заранее подбирать материалы и создавать ребенку удобные условия для обучения.
- Вы перестанете переживать, что мало занимаетесь с ребенком или что занимаетесь одним и тем же.
- Систематизированное обучение всегда дает больший результат, чем спонтанное.
| pdf формат
Тематическое планирование занятий
В файле 5 шаблонов:
- План занятий на неделю. Он разделен на блоки: “Тема недели”, “Дополнительные темы”, “Идеи”, “Занятия”, “Материалы”, “Книги”, “Поделки, мультфильмы”, а также неделя по дням. Все эти блоки сделаны для наглядности и удобства. Это совсем не означает, что нужно обязательно по максимуму заполнить каждый блок и выполнить все задания.Сядьте, например, в воскресение с чашкой чая и задумайтесь над следующей неделей. Какой темы Вы коснетесь, что нужно повторить, какую сказу неплохо было бы прочесть, какому материалу уделить больше внимания и т. д. Не забудьте о праздниках и памятных датах . Именно их Вы можете вписать в нижний блок с днями недели, чтобы не забыть сделать на бабушкин День Рождения .
- Тематический план на каждую пору года . Этот шаблон удобно использовать, чтобы привязывать темы к годовому циклу. Например, о ягодах мы говорим летом, а об овощах осенью, о пингвинах зимой, а о бабочках весной. Плюс опять-таки вписываем в годовой план праздники и свои собственные ритмы жизни . Например, мы на зимние каникулы ездим к бабушкам и дедушкам, где можно более наглядно рассмотреть зимний лес, а также познакомиться с живой музыкой (наш дедушка играет на гитаре). Значит, в это время можно углубить разговор о зиме, а также сделать отдельную тему о музыкальных инструментах.
Приятного Вам планирования, интересных занятий и больших достижений!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мир вокруг нас
4 класс
Направление: социальное
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов, специалист
высшей квалификационной категории
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ " Владиславовская ОШ "
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си-туации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на-чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви-тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз-дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату-ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер-шенствования всей системы воспитательной работы с младши-ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз-нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи-ке экологического образования в начальной школе единой, рас-считанной на весь период обучения, программы дополнительно-го образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи
Цель: формирование и развитие экологически сообразно-го поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при-роде, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетиче-ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во-просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без- образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь-нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
«Познавательная экология»
«Введение». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «Среда обитания» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности - численность травоядных - численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «Жизнь животных» (4 часа)
Тема 8. (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «Реки и озера» (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите- лях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок - призывов.
Раздел 4. « Человек и животные » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация - декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки - наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра - викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд» (7 часов)
Тема 28 . Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29 . Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32 .Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана - проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Название раздела и тем занятий | Учебные часы |
Введение | ||
Среда обитания | ||
Жизнь животных | ||
Реки и озера | ||
Человек и животные | ||
Сельскохозяйственный труд | ||
Итого |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Наименование разделов и тем занятий | учебного | Формируемые УУД | ||
Введение 1 ч. |
|||||
Вводное занятие. Жизнь на Земле | |||||
Среда обитания 6 ч. |
|||||
Времена года на Земле | — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | |||||
Изменения окружающей среды | |||||
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | |||||
Условия жизни растений | |||||
Разнообразие животных, условия их жизни | |||||
Жизнь животных 4 ч. |
|||||
Динозавры - вымерший вид животных | Освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Просмотр видеофильма о жизни динозавров | |||||
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | |||||
Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений | |||||
Реки и озера 8 ч. |
|||||
Реки и озера | — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Получение кислорода под водой | |||||
Пресноводные животные и растения | |||||
Жизнь у рек и озер | |||||
Экологический проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов» | |||||
Околоводные птицы | |||||
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | |||||
Акция « Сохраним первоцвет!» | |||||
Человек и животные 8 ч. |
|||||
Жизнь среди людей | — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Ролевая игра «Это все кошки» | |||||
Домашние животные | |||||
Викторина «Собаки - наши друзья» | |||||
Уход за домашними животными | |||||
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | |||||
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | |||||
Сельскохозяйственный труд 7 ч. |
|||||
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | |||||
Семена овощных и декоративных культур | |||||
Заботы хлебороба весной | |||||
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | |||||
Подготовка почвы на пришкольном участке | |||||
Высадка рассады на участке. Составление графика полива | |||||
Декоративные растения | |||||
Итого: | 34 |
Лист коррекции
«Мир вокруг нас»
(название предмета)
Учитель Гамова Татьяна Петровна
п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |