Рабочая программа «Мир вокруг нас. Тематическое планирование


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26

Колпинского района Санкт-Петербурга

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Мир вокруг нас»

подготовила

Пояснительная записка

Программа представлена в форме интегрированных занятий по разным видам деятельности детей. Предложенный материал можно варьировать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развитии детей, глубины освоении темы.

В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при проведении кружковых занятий. Идея программы и пути её осуществления направлены на то, чтобы помочь понять, как можно комплексно проконтролировать представления, знания и умения детей, без чего невозможно оценить результат воспитательно-образовательной деятельности спроектировать дальнейшую работу.

Данная программа позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.

Основные задачи:

Выявить объём представлений, знаний, умений и навыков детей по данной лексической теме.

Активизировать словарь по теме:

названия;

признаки;

действия.

Оценить умение детей использовать полученные знания в разных вилах деятельности.

Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

Планирование лексических тем

Октябрь

«Овощи и фрукты»

Ноябрь

«Деревья и кустарники»

Декабрь

Я нварь

«Домашние животные»

Февраль

«Продукты питания»

Март

«Человек»

Апрель

«Дом, квартира, мебель»

Мониторинг детей старшей группы по теме:

«Мир вокруг нас»

I. Тема: «Овощи, фрукты»

Какие овощи растут на земле? В земле? На кустах?

Что можно приготовить из овощей?

Почему овощи надо есть каждый день?

Назовите части фруктов.

Почему фрукты полезны для здоровья?

I I. Тема: «Деревья и кустарники»

Какие деревья и кустарники вы знаете?

Чем дерево отличается от кустарника?

Какие части можно выделить у всех деревьев?

Почему лес надо охранять?

Как можно узнать, сколько лет дереву?

III. Тема: «Птицы»

Чем птицы отличаются от других животных?

Каких перелетных и зимующих птиц вы знаете?

Для чего птицам нужны гнезда?

Каких домашних птиц вы знаете?

Какие птицы первыми прилетают к нам?

IV. Тема: «Домашние животные»

Каких животных называют домашними?

Назовите части тела домашнего животного.

Как человек заботится о домашних животных?

Назовите детёнышей домашних животных.

Что будет, если домашних животных поместить в дикие условия?

V. Тема: «Продукты мигания»

Что такое продукты?

Для чего нужны продукты питания?

Где продаются продукты?

Почему нельзя есть много сладостей?

Как можно узнать, что продукт свежий’?

VI. Тема: «Человек»

Какие части человеческого тела вы знаете?

Назовите парные органы.

Чем старый человек отличается от молодого?

Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?

Как уберечь себя от болезней?

VII. Тема: «Дом, квартира, мебель»

Какие бывают дома?

Какие части есть у дома? Для чего они нужны?

Чем отличаются дом и квартира?

Какие помещения есть в квартире? Каково их назначение?

Какую мебель вы знаете? Для чего она нужна?

VIII. Тема: «Цветы»

Какие цветы вы знаете?

Как человек ухаживает за садовыми цветами?

Почему некоторые цветы занесены в Красную книгу?

Какие комнатные цветы вы знаете?

Почему люди так любят цветы?

«Овощи, фрукты»

I ЗАНЯТИЕ:

Закрепить название овощей и фруктов, их частей.

Развивать планирующую функцию речи путём совместного планирования со взрослыми и детьми.

Уметь выделять в загадке главные признаки и сопоставлять их с загадкой.

Выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом.

Развить творчество, воображение.

Вводная беседа, рассматривание иллюстраций.

Отгадывание загадок (стр. 31 -35).

Ритмическая гимнастика «Собираем урожай на даче» (стр.35).

Дидактическое упражнение «Будь внимателен» (стр.37).

Пальчиковая гимнастика «Капуста» (стр.37).

Дидактическое упражнение «Узнай овощи и фрукты по вкусу, запаху и на ощупь».

Творческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов»

умение готовить цветовой фон, сочетая цвета и формы;

использовать все пространство листа.

II ЗАНЯТИЕ:

Развить игровой диалог, умение объединять несколько игр, воспитывать социальную активность.

Развить быстроту реакции на вопрос.

Воспитывать выдержку, терпеливость.

Умение выразительно передавать образ.

Формировать творческое начало личности ребенка.

Дидактическая игра «Вершки – корешки» (стр.41).

Хоровая игра «Кабачок» (стр. 39).

Подвижная игра «Баба сеяла горох» (стр.40).

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе» (стр.40).

Т ворческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов, развить умение рассказывать о своем натюрморте:

развивать чувство композиции, формы, пространства;

воспитывать эстетический вкус.

III ЗАНЯТИЕ:

Расширить знание детей о заготовках из овощей и фруктов на зиму.

Уметь выразительно передавать образ.

Развить фразовую речь, произвольное внимание.

Воспитать терпимость к ошибкам сверстников, желание им помочь.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка» (стр.41).

Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт блюд?» (стр. 42).

Театрализованная игра «Огород» (стр. 42 – 42).

Дидактическая игра «Мы считаем» (стр. 44).

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?» (стр. 45).

Чтение стихов об овощах и фруктах (стр. 50 – 51).

Творческое задание: «Заготовки на зиму»

вырезание различных форм из бумаги, сложенной вдвое;

умение красиво выкладывать, подбирая по цвету.

IV ЗАНЯТИЕ:

Уметь находить овощи и фрукты по перечисленным признакам, описывать их, выделяя характерные признаки.

Уметь сравнивать и группировать фрукты по цвету, называя их.

Развивать операции мышления (обобщения, сравнения).

Уметь составлять образ волшебного дерева в воображении (с помощью

пантомимики).

Воспитать удовлетворение от проявлений творческой индивидуальности.

Дидактическая игра «Найти по описанию» (стр.45).

Дидактическое упражнение «Угадай-ка » (стр.47).

Этюд на развитие воображения «Чудо – дерево» (стр. 48 – 50).

Контрольные вопросы и задания (стр. 55).

Творческое задание: «Фруктовая или овощная рожица»

развитие воображения, творчества, фантазии;

умение создать лицо человека, используя овощи и фрукты.

«Деревья и куст арники»

I ЗАНЯТИЕ:

Расширить знания детей об особенностях внешнего вида и строения

деревьев.

Учить, ритмично иллюстрировать стихи движениями, соотносить строение дерева со строением тела человека.

Формировать интерес к мерам, в которых можно проверить собственные

Развить эмпатию (сочувствие, сострадание).

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Вводная беседа, собрать внимание.

Упражнения, выполняемые в образе (стр. 102 – 103).

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» (стр. 103 – 104).

Дидактическая игра «Отгадай и покажи» (стр. 104 – 106).

Упражнение на воображение «Если бы я был деревом» (стр.107).

Игра на регуляцию мышечного тонуса «Дерево» (стр.114).

Подвижная игра «Где растет дерево?» (стр. 116).

Творческое задание: «Чудо – дерево»

закрепить навыки обрывной аппликации;

развивать фантазию.

II ЗАНЯТИЕ:

Знать изменения, происходящие с деревьями и кустарниками в разное

время года.

Уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Строить придаточные предложения.

Создать положительно эмоциональное настроение у детей в совместной

деятельности.

Дидактическая игра «Найди дерево по времени года» (стр. 117).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

школа №6 г.Таганрога

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №6

Пестерева Т.В.

«__»_______________2010 г.

Рабочая программа учителя.

Учитель Штенская Н.С.

Предмет окружающий мир

Образовательная область естествознание

Учебный год 2010 – 2011

СОГЛАСОВАНО:

метод.советом школы

___________________

РАСМОТРЕНО:

на МО «__»________2010 год.

Руководитель МО__________

Таганрог

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы А.А.Плешакова.

Учебный курс «Мир вокруг нас» преподаётся во втором классе четырёхлетней начальной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществоведение» базисного плана.

Приоритетными задачами курса являются:

Формирование и развитие ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

Формирование у учащихся единого, целостного окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных).

В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города.

Ещё одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений у детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 2-го класса.

Учащиеся должны овладеть следующими учебными компетенциями.

Природа: неживая, живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, звери; основные признаки времен года;

Некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;

Основные сведения о своем городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

Строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; культура поведения в общественных местах;

Основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; холм, овраг, гора; разнообразие водоёмов; части реки; название нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Различать объекты природы предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

Различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Примечание

Твой адрес в мире

Что нас окружает?

Неживая и живая природа

Явления природы

Как измеряют температуру

Что такое погода?

В гости к осени.

Неживая природа осенью (урок – экскурсия)

В гости к осени.

Живая природа осенью

Путешествие по Зодиаку

Заглянем в кладовые Земли

Про воздух

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

Невидимые нити

Невидимые нити в осеннем лесу

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

Комнатные растения

Животные живого уголка

Про кошек и собак

Красная книга

Будь природе другом. Возьми под защиту

Резервный урок

Город и село

Что такое экономика?

Из чего что сделано

Как построить новый дом?

Какой бывает транспорт?

За покупками

Культура и образование

Все профессии важны

В гости к зиме. Неживая природа зимой

В гости к зиме. Живая природа зимой

Невидимые нити в зимнем лесу

Резервный урок

Строение тела человека

Если хочешь быть здоров

Поговорим о болезнях

Берегись автомобиля

Домашние опасности

Лесные опасности

Как нужно купаться?

Очень подозрительный тип

Резервный урок

Наша дружная семья

Правила вежливости

День рождения

Мы - зрители и пассажиры

Резервный урок

Посмотри вокруг

Для чего нужен компас?

Форма земной поверхности

В гости к весне. Неживая природа

В гости к весне. Живая природа

Путешествие по родной стране

Путешествие по Москве

Московский Кремль

Город на Неве

Путешествие по Оке

Путешествие по планете

Страны мира

Путешествие в космос

Впереди лето

Резервный урок

Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.

Понедельник «Вода вокруг нас»

Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.

  1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
  2. Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
  3. Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
  4. Игра - соревнование: «Где живет вода?».
  5. Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
  6. Наблюдение за водой в фонтане.
  7. Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».

Вторник «Круговорот воды в природе».

Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.

  1. 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
  2. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
  3. Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
  4. Математические игры:
  5. «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
  6. «Веселые капельки» (порядковый счёт).
  7. «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).

III. Просмотр презентации: «Вода».

  1. Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.

Среда «Море».

Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

  1. Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
  2. Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
  3. Творческая игра: «Мы - водные животные».
  4. Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
  5. Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
  6. Моделирование сказки: «Русалочка».
  7. Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
  8. Составление коллажа из камешков, ракушек.
  9. Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.

Четверг «Волшебница вода».

Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

  1. Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
  2. Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
  3. Проведение опытов:

А) «Вода прозрачная»

Б) «Вода не имеет форму»

В) «Вода растворяет вещества»

Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Д) «Лед - твердая вода»

Е) «Пар - тоже вода»

Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)

З) «Спичка пленница» (лед и соль)

  1. Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
  2. Художественная продуктивная деятельность: монотипия

Пятница «Уроки Берегоши».

Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.

  1. Сообщение: «Что я узнал о воде».
  2. Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
  3. «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
  4. Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
  5. Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).

Для нашего домашнего обучения в мы разработали шаблоны планирования занятий, которые вы можете скачать бесплатно.

  • Они помогут вам систематизировать темы, собрать во едино идеи и структурировать занятия с ребенком.
  • Взяв за привычку планировать обучение ребенка, Вы поймете, что самостоятельно заниматься с ним не так сложно, как казалось.
  • Вы будите наглядно видеть, чем, как и когда Вы займетесь.
  • Вы сможете заранее подбирать материалы и создавать ребенку удобные условия для обучения.
  • Вы перестанете переживать, что мало занимаетесь с ребенком или что занимаетесь одним и тем же.
  • Систематизированное обучение всегда дает больший результат, чем спонтанное.

| pdf формат

Тематическое планирование занятий

В файле 5 шаблонов:

  1. План занятий на неделю. Он разделен на блоки: “Тема недели”, “Дополнительные темы”, “Идеи”, “Занятия”, “Материалы”, “Книги”, “Поделки, мультфильмы”, а также неделя по дням. Все эти блоки сделаны для наглядности и удобства. Это совсем не означает, что нужно обязательно по максимуму заполнить каждый блок и выполнить все задания.Сядьте, например, в воскресение с чашкой чая и задумайтесь над следующей неделей. Какой темы Вы коснетесь, что нужно повторить, какую сказу неплохо было бы прочесть, какому материалу уделить больше внимания и т. д. Не забудьте о праздниках и памятных датах . Именно их Вы можете вписать в нижний блок с днями недели, чтобы не забыть сделать на бабушкин День Рождения .
  2. Тематический план на каждую пору года . Этот шаблон удобно использовать, чтобы привязывать темы к годовому циклу. Например, о ягодах мы говорим летом, а об овощах осенью, о пингвинах зимой, а о бабочках весной. Плюс опять-таки вписываем в годовой план праздники и свои собственные ритмы жизни . Например, мы на зимние каникулы ездим к бабушкам и дедушкам, где можно более наглядно рассмотреть зимний лес, а также познакомиться с живой музыкой (наш дедушка играет на гитаре). Значит, в это время можно углубить разговор о зиме, а также сделать отдельную тему о музыкальных инструментах.

Приятного Вам планирования, интересных занятий и больших достижений!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Владиславовская общеобразовательная школа»

Кировского района Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мир вокруг нас

4 класс

Направление: социальное

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Составитель:

Гамова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов, специалист

высшей квалификационной категории

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ " Владиславовская ОШ "

Протокол от _.08.201_ г. №_

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си-туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на-чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви-тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз-дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату-ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер-шенствования всей системы воспитательной работы с младши-ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз-нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи-ке экологического образования в начальной школе единой, рас-считанной на весь период обучения, программы дополнительно-го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель и задачи

Цель: формирование и развитие экологически сообразно-го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при-роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче-ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во-просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без- образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь-нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

Предметными результатами являются:

— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

«Познавательная экология»

«Введение». (1 час)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «Среда обитания» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности - численность травоядных - численность хищников)

Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «Жизнь животных» (4 часа)

Тема 8. (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «Реки и озера» (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. (1час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите- лях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17. Околоводные птицы (1час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема 18. (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок - призывов.

Раздел 4. « Человек и животные » (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация - декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки - наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра - викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. (1час)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд» (7 часов)

Тема 28 . Почва (1 час)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29 . Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Тема 32 .Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана - проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34. Декоративные растения (1час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела и тем

Название раздела и тем занятий

Учебные часы

Введение

Среда обитания

Жизнь животных

Реки и озера

Человек и животные

Сельскохозяйственный труд

Итого

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Наименование разделов и тем занятий

учебного

Формируемые УУД

Введение 1 ч.

Вводное занятие. Жизнь на Земле

Среда обитания 6 ч.

Времена года на Земле

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Изменения окружающей среды

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

Условия жизни растений

Разнообразие животных, условия их жизни

Жизнь животных 4 ч.

Динозавры - вымерший вид животных

Освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений

Реки и озера 8 ч.

Реки и озера

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Получение кислорода под водой

Пресноводные животные и растения

Жизнь у рек и озер

Экологический проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов»

Околоводные птицы

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Акция « Сохраним первоцвет!»

Человек и животные 8 ч.

Жизнь среди людей

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Ролевая игра «Это все кошки»

Домашние животные

Викторина «Собаки - наши друзья»

Уход за домашними животными

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Сельскохозяйственный труд 7 ч.

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Семена овощных и декоративных культур

Заботы хлебороба весной

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Подготовка почвы на пришкольном участке

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Декоративные растения

Итого:

34

Лист коррекции

«Мир вокруг нас»

(название предмета)

Учитель Гамова Татьяна Петровна

п/п

Название

раздела,

темы

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту