В московской области создан каталог типовых проектов зданий социальной инфраструктуры. Требования к оборудованию помещений доу


Развитие типового проектирования - одна из приоритетных задач, поставленных перед профессиональным сообществом президентом Российской Федерации.

Преимущества применения типовых проектов в практике строительства очевидны. Прежде всего, это сокращение стоимости и сроков проектирования, а также времени рассмотрения в государственной экспертизе привязки проекта по конкретному адресу. Применяемые на объектах перспективные архитектурно-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения уже прошли экспертизу в составе типовых проектов. Также немаловажной при применении типовых проектов социальных объектов является возможность использования федеральных субсидий в строительстве.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Рейльян на круглом столе 24 марта 2015 года отметил , что снижение средней стоимости строительства одного места в дошкольных образовательных организациях может быть осуществлено за счет формирования реестра типовой проектной документации. Реестр включает в себя информацию о проектах жилых и административных зданий, социальных объектов, при подготовке которых были применены современные технологические и организационные решения.

Минстроем России утвержден План формирования системы типового проектирования в сфере строительства, который направлен на создание условий и методологии применения типовой проектной документации и проектной документации повторного применения. «В соответствии с планом, минстрой России продолжит работу по формированию и ведению соответствующего реестра. В настоящее время в реестр внесены сведения о проектной документации 92 объектов капстроительства, из них - 50 объектов детских дошкольных учреждений» , - подчеркнул Юрий Рейльян.

Замминистра обратил внимание на то, что основной проблемой для включения проектов в реестр остается отсутствие у регионов исключительных прав на представленную проектную документацию. Чтобы решить эту проблему, а также минимизировать затраты на повторное использование документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального или регионального бюджетов, предлагается дополнить 44 Федеральный закон положениями о возможности многократного использования проектной документации без согласия подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации), а также о передаче исключительных прав на созданную проектную документацию субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

«Завершение мероприятий, предусмотренных планом формирования системы типового проектирования в сфере строительства, планируется к 2016 году» , - сказал Юрий Рейльян.

  • Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации»
  • Приказ Минстроя России от 13 февраля 2015 года № 108/пр «О внесении в реестр типовой проектной документации сведений о типовой проектной документации»
  • Приказ Минстроя России от 13 марта 2015 года №170/пр «Об утверждении Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства»
  • Выписка из протокола от 25.03.2015 года № 118-прм-юр заседания нормативно-технического совета по отбору типовой проектной документации при Минстрое России

В регионах РФ начали создаваться каталоги типовых проектов. На федеральном уровне альбом типовых проектов формирует Минстрой РФ.

В апреле 2015 года Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области опубликовало каталог повторноприменяемых (типовых) проектов зданий социальной инфраструктуры, куда вошли проекты детских садов мощностью от 100 до 320 мест, школ от 450 до 1600 мест, физкультурно-оздоровительных комплексов и поликлиник. Данные типовые проекты рекомендованы застройщикам для повторного применения в регионе.

Здания не будут полностью копировать друг друга. «Проекты повторного применения сегодня - это объекты с адресной архитектурой, - отметил начальник Главархитектуры Московской области Владислав Гордиенко. - Готовый проект необходимо привязать к конкретному участку, а значит, создать его индивидуальный облик, учитывающий окружающую застройку, культурную и историческую особенность территорий» .

При выборе проектов для каталога оценивались их архитектурно-художественные, планировочные, технологические решения, рассматривалась сметная стоимость, характеристики строительных материалов и конструкций.

Использование типовых проектов, по расчетам чиновников, позволит сократить сроки проектирования зданий и сэкономить средства регионального бюджета на согласование нового строительства. Как сказал «РБК-Недвижимости» представитель пресс-службы Главархитектуры Московской области, экономия может составлять до 20% от стоимости объекта.

Проект повторного применения - это документация на объект капитального строительства, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, построен и введен в эксплуатацию объект не ранее семи лет до дня принятия решения о повторном применении этой проектной документации.

Строительство объектов повторного применения выгодно застройщику тем, что затраты на проектирование и экспертизу сведены к минимуму. Проект повторного применения может быть модифицирован. Но эти изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Экспертиза такого проекта проводится по упрощенной схеме и ее стоимость значительно меньше.

Действующим законодательством о градостроительной деятельности в целях активизации капитального строительства объектов различного назначения предусмотрена возможность использования типовой проектной документации (проектной документации повторного применения). Преимущества ее применения заключаются в:

  • использовании уже апробированных и зарекомендовавших себя проектных решений;
  • уменьшении расходов на проектирование объекта;
  • сокращении сроков проектирования;
  • частичном освобождении проектной документации от проведения государственной экспертизы при повторном применении.

Одновременно типовая проектная документация имеет существенные ограничения для повторного применения, которые связаны с:

  • пригодностью проектных решений для реализации в условиях новой площадки (например, исходя из природно-климатических особенностей территории, инженерно-геологических характеристик района (включая сейсмические характеристики) и земельного участка (включая рельеф, несущую способность грунтов, наличие подтопления, мерзлотных явлений и т.д.);
  • правами использования «первичной» проектной документации, в том числе ее повторного применения и модификации.

Примеры проектов повторного применения из каталога

Реализация по адресу: Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Гражданпроект-плюс»

Заказчик проектной документации: Администрация Волоколамского муниципального района



Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

Показатели:

  • вместимость - 100 мест
  • кол-во групп - 5 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 0,4068 га
  • площадь застройки - 1 005,86 м²
  • общая площадь (без подвала) - 1 397,25 м²
    • итого - 12 300 000 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 123 000 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 4-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 78 000 000 руб.
    • 1 места - 780 000 руб.
  • конструктивное решение - ограждающие конструкции - кирпичные стены, перекрытия
    • сборный железобетон, кровля скатная


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 1-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 2-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 3-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 120 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково»

Разработчик проектной и рабочей документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

Заказчик проектной документации: муниципальное ДОУ №12 «Березка»




Показатели:

  • вместимость - 120 мест
  • кол-во групп - 6 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 2 эт.
  • площадь участка - 0,6 га
  • площадь застройки - 1 319 м²
  • общая площадь - 2 000,5 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 12 412 906 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 103 440 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 1-й кв. 2015 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 94 141 740 руб.
    • 1 места - 784 510 руб.
  • конструктивное решение - стены - кирпич, перекрытие - сборный ж/б


Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 1-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 2-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 150 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Оболдино

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «ПромСтройИнжиниринг СПб»

Заказчик проектной документации: МКУ Щелковского муниципального р-на «Строительство и инвестиции»





Показатели:

  • вместимость - 150 мест
  • кол-во групп - 8 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 2 эт.
  • площадь участка - 0,8603 га
  • площадь застройки - 1 835,5 м²
  • общая площадь (без подвала) - 4 373,6 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 28 123 730 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 187 491,53 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 2-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 157 533 420 руб.
    • 1 места - 1 050 222,80 руб.
  • конструктивное решение - устойчивость и неизменяемость здания обеспечивается совместной работой вертикальных элементов каркаса и диафрагм жесткости


ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 1-го этажа


ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 2-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 150 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Приборостроителей

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Проектная мастерская «Проект 18»

Заказчик проектной документации: УКС Администрации Раменского муниципального района




Показатели:

  • вместимость - 150 мест
  • кол-во групп - 8 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,4 га
  • площадь застройки - 1 908,3 м²
  • общая площадь (без подвала) - 3 152 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 28 241 130 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 188 274 руб.
    • итого - 151 201 220 руб.
    • 1 места - 1 008 010 руб.
  • конструктивное решение - монолитный железобетонный каркас




Детское дошкольное учреждение на 220 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Брянская, участок № 12

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Эра Проект»

Заказчик проектной документации: Администрация Наро-Фоминского муниципального района



Показатели:

  • вместимость - 220 мест
  • кол-во групп - 4 группы (в т.ч. 1 группа компенсирующей направленности на 10 мест) и 160 детей дошкольных групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 0,9469 га
  • площадь застройки - 2 593 м²
  • общая площадь (без подвала) - 4 983 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 37 929 220 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 172 405 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 221 019 820 руб.
    • 1 места - 1 004 635 руб.
  • конструктивное решение - состоит из системы наружных и внутренних кирпичных стен, а также монолитных конструкций (стен и колонн), жестко связанных дисками перекрытий




Детское дошкольное учреждение на 320 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхне-Пролетарская, д. 37

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Техно-Аритэк»

Заказчик проектной документации: Управление образования Администрации Одинцовского муниц-го р-на




Показатели:

  • вместимость - 320 мест
  • кол-во групп - 16 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,2061 га
  • площадь застройки - 2 288,5 м²
  • общая площадь (без подвала) - 5 481,1 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 61 225 360 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 191 329 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 352 843 240 руб.
    • 1 места - 1 102 947 руб.
  • конструктивное решение - монолитный каркас, состоящий из системы наружных и внутренних стен (диафрагм жесткости), колонн и жестко связанных с ними дисков перекрытий и покрытия




Общеобразовательная школа на 450 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, г.о. Одинцово, п. Ромашково



Показатели:

  • вместимость - 450 мест
  • количество классов - 18
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,456 га
  • площадь застройки - 4 506 м²
  • общая площадь - 14 620 м²
  • плавательный бассейн - 16,6×8,0 м
  • стоимость общая (в текущих ценах на 2014 г.):
    • итого - 665 000 000 руб.
    • 1 места - 1 477 777,8 руб.
  • конструктивное решение - стены - монолитный ж/бетон, кирпич, блок; перекрытия - монолитный ж/бетон, профнастил по фермам, керамогранит




Общеобразовательная школа на 1510 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, Красногорский район, п. Путилково

Разработчик проектной документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

Заказчик проектной документации: ООО «Лидер Девелопмент»



Показатели:

  • вместимость - 1510 мест
  • количество классов - 60–61
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 4 эт.
  • площадь участка - 2,66 га
  • площадь застройки - 8 670 м²
  • общая площадь - 31 609 м²
  • плавательный бассейн - 25,0×11,0 м
  • ориентировочная стоимость общая:
    • итого - 1 736 500 000 руб.
    • 1 места - 1 150 000 руб.
  • конструктивное решение - перекрытия и стены - монолитный ж/бетон, метал. фермы, профнастил, вентфасады, керамогранит




Помещения Площадь помещений, м 2 , при количестве мест
1. Помещения групповых ячеек детей ясельного возраста:
приемная 18´2 18´2 24+(18´2) 18´4 24+(18´5)
игровая-столовая 50´2 50´2 50´3 50´4 50´6
спальня 40´2 40´2 40´3 40´4 40´6
туалетная 12´2 12´2 12´3 12´4 12´6
буфетная В изолированном помещении площадью 3 м 2 на площади игровой-столовой
Итого:
2. Помещения групповых ячеек детей дошкольного возраста:
раздевальная 18´2 18´4 18´4 18´8 18´8
групповая 50´2 50´4 50´4 50´8 50´8
спальня 54´2 54´4 54´4 54´8 54´8
туалетная 16´2 16´4 16´4 16´8 16´8
буфетная В изолированном помещении площадью 3 м 2 на площади групповой
Итого:
3. Комната для музыкальных и гимнастических занятий - 100+50или 75´2 100+50или 75´2
4. Бассейн для обучения детей плаванию:
помещение бассейна с ванной размером 3´7м -
раздевальня с душевой и туалетной при бассейне -
5. Методический кабинет
6. Медицинские помещения:
медицинская комната
фотарий
приемная изолятора -
палаты 6´2 6´2 6´3 6´3
туалетная
7. Пищеблок
кухня с моечной, заготовочной, раздаточной
кладовая для хранения овощей
кладовая для хранения сухих продуктов
8. Постирочная:
стиральная-разборочная
сушильная-гладильная -
кладовая чистого белья
9. Кабинет заведующего
10. Канцелярия-бухгалтерия - - -
10. Комната персонала -
11. Туалетная персонала
12. Хозяйственная кладовая
В с е г о:

В первых этажах детских садов-яслей следует размещать помещения групповых ячеек для детей ясельного возраста, медицинскую комнату, изолятор, кабинет заведующего и хозяйственные помещения. Под окнами помещений групповых, игровых-столовых, спален и спален-веранд располагать окна кухни, стиральной и туалетных не допускается. Ширина коридоров должна быть не менее 1.4 м.



Групповые ячейки. Вход в каждую групповую ячейку для детей ясельного возраста должен устраиваться отдельным. Для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и саней. Для детей дошкольного возраста следует устраивать общий вход не более чем на три групповые ячейки. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Помещения каждой групповой ячейки должны быть изолированными от других ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь с медицинскими помещениями, комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, а также с административно-хозяйственными помещениями. В групповых, игровых-столовых и спальнях-верандах подоконники устраиваются на расстоянии 0.6 м от уровня пола.

В помещениях групповых и игровых-столовых помещений детских яслей-садов, проектируемых для строительства во всех климатических районах, кроме IА, IБ и IГ климатических подрайонов, следует предусматривать естественное сквозное или угловое проветривание (в IА, IБ и IГ климатических подрайонах непосредственное сквозное проветривание в этих помещениях, а также в спальнях не допускается). В IV климатическом районе, кроме групповых и игровых-столовых, следует предусматривать сквозное или угловое проветривание в спальнях-верандах, кухнях, стиральных-разборочных, сушильных-гладильных и туалетных. Сквозное или угловое проветривание групповых или игровых-столовых допускается: через спальни-веранды, приемные или раздевальные – в IВ, IД климатических подрайонах, II и III климатических районах; через спальни-веранды – в IV климатическом районе.

В туалетных для детей старшего ясельного и дошкольного возраста унитазы надлежит устраивать в открытых кабинах размерами в плане 0.8´0.75 м, разделенных экранами высотой 1.2 м от пола и не доходящими до пола на 0.15 м. Наименьшая ширина прохода между лицевой стороной кабин и противоположной стеной (при отсутствии на ней санитарных приборов) должна быть 1.2 м. Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и девочек.

Административно-хозяйственные помещения. Вход в административные помещения допускается объединять со входом в одну из групповых ячеек детей дошкольного возраста. Ширина административно-хозяйственных помещений (за исключением хозяйственных кладовых) должна быть не менее 2 м. Административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже при условии устройства самостоятельного выхода наружу и обеспечения внутренней связи с другими помещениями.

Медицинские помещения. Медицинскую комнату располагают смежно с одной из палат изолятора с устройством между ними стеклянной перегородки. Нижнюю часть остекленной перегородки высотой 1 – 1.2 м от уровня пола выполняют глухой. Палаты изолятора должны быть непроходными. Из изолятора следует предусматривать отдельный выход наружу.

Пищеблок и стиральная. Кухня с моечной, заготовочная и раздаточная должны быть разделены оборудованием или перегородками-экранами. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов располагаются в пищеблоке. Проходные кладовые и проход в кладовые через кухню не допускаются.

Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной следует располагать смежно. В зданиях детских яслей-садов с количеством мест 140 и более входы в стиральную-разборочную и сушильную-гладильную должны быть раздельными.

Из пищеблока и стиральной-разборочной следует проектировать самостоятельные выходы наружу.

Лестничные клетки , используемые для эвакуации, должны быть закрытыми в лестничных клетках и иметь естественное освещение через окна в наружных стенах. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним естественным освещением. Лестничные клетки с верхним светом должны иметь самостоятельный выход наружу. Лестничные клетки без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией) допускается предусматривать в детских яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов. В детских яслях-садах, проектируемых для IV климатического района, допускается устройство открытых лестниц, выходящих непосредственно на участок.

Перила и поручни лестниц в детских яслях-садах должны отвечать следующим требованиям:

· высоту ограждения лестниц в групповых ячейках следует принимать 1.35 м;

· поручни для детей следует предусматривать у стен лестничной клетки на высоте 0.5 м, считая от верха проступи до верха поручня по вертикали;

· поручни для взрослых следует предусматривать на высоте 0.85 м;

· в ограждении лестниц вертикальные элементы следует располагать с просветами не более 0.1 м; горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

Наружные входы в здания, проектируемые для IВ, IД климатических подрайонов, II и III климатических районов, должны иметь двойные тамбуры. В здания детских яслей-садов, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, входы следует предусматривать с тройными тамбурами, а в зданиях детских яслей-садов, проектируемых для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района, - с одним тамбуром или без тамбура. Глубина тамбура должна быть не менее 1.6 м.

В яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, фотарий размещают вблизи комнаты для музыкальных и гимнастических занятий. Для IА, IБ и IГ климатических подрайонов следует предусматривать также остекленные прогулочные веранды на несколько групп. Прогулочные веранды допускается проектировать в виде пристроек к зданиям или надстроек на уровне второго или третьего этажа. Прогулочная веранда должна иметь не менее двух эвакуационных выходов. Площадь веранды проектируется из расчета 2.5 м 2 на одного ребенка для детей ясельного возраста и 2 м 2 – для детей дошкольного возраста.

Планировка детского сада, интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам. В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

Пример типового плана детского сада

Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.

К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.

Планировка детского сада с обозначением помещений

Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.

Вариант проекта и планировки детского сада

Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

Гигиенические требования и нормы безопасности

Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

Читайте также

Ситуационный план земельного участка

Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:


Основные и дополнительные помещения детского сада

Основные помещения в зданиях детских садов это:


Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

Групповые и спальные помещения

Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.


Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или . Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

Туалетные комнаты и бассейн

Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины — 80 на 80 см, высота разделительной стенки — 120 см.
При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.


Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

Планировка детского сада в зданиях различной формы

Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

  • входная дверь ведет в холл;
  • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
  • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
  • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
  • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже. В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.

Проект и планировка детского сада на 150 мест

Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

Дети наше главное богатство и это непреложная истина должна быть основным мотивом при возведении детских дошкольных учреждений. Особенности строительства детских садов должны закладываться еще на стадии подготовки и разработки проекта. Они значительно отличаются от обычных общественных знаний и кардинально изменились со времен строительной практики, существовавшей пару десятилетий назад.

В общем подходе изменились критерии в формировании числа групп, их состава, специализации и количества мест. Согласно последним исследованиям социологических служб необходимо закладывать при проектировании дошкольных учреждений количество мест из расчета 30 детей на группу ясельного возраста и 50 для старших групп, в расчете на тысячу жителей среднего города. Проект должен иметь педагогическую направленность и кроме общего числа групп должен предусмотреть возможность размещения дополнительных специализаций, таких как центр раннего развития зао .

Самым основным требованием, заметно отличающим строительство детских садов от других гражданских объектов - является применение только экологически чистых и исключительно нейтральных стройматериалов, которые при длительной эксплуатации не должны разлагаться и производить выделение вредных веществ.

Особое внимание должно уделяется вопросам энергоэффективности - максимально возможному сбережению электро и теплоэнергии, рациональному расходованию воды, конечно, не в ущерб детям. Стиль построения здания детского садика должен иметь архитектурное решение с повышенной площадью остекления, особенно первых этажей. При проработке интерьера необходимо учесть психологическую особенность разных детей. При внутреннем оформлении спален должны превалировать светлые тона, а для оформления игровых комнат надо использовать яркие краски, оказывающие положительное влияние на среду развития ребенка. Замысел по устройству детских туалетных комнат должен быть реализован таким образом, чтобы дети чувствовали себя уютно и следили за своей гигиеной с большей охотой.

Внутренние помещения для детей должны предусматривать множество игровых зон и функциональных отделений, таких как детские театры, ателье, автодромы и живые уголки, а также и специальные физиотерапевтические кабинеты для улучшения детской моторики. Медицинский блок обязан вмещать все необходимое современное оборудование. Проектировщики и строители не должны забыть о педагогах - для них должно быть создано максимальное количество удобств - от комнаты отдыха до отдельной кухни.

Необходимо добиваться при строительстве детских садов, чтобы могли быть успешно реализованы многофункциональные игровые площадки, обеспечено слияние природного ландшафта и здания, при достаточно открытом внешнем пространстве. Это должно быть произведением архитектурно-дизайнерского и ландшафтного искусства органически и максимально плавными линиями вписанного в окружающее пространство.

Здание детского дошкольного учреждения общего типа имеет не более 3 этажей. Этажность здания дошкольного учреждения выбирается в зависимости от вместимости, природно-климатических градостроительных условий применения. Рекомендуются одноэтажные здания дошкольных учреждений, как правило, небольшой вместимостью - до 150 мест для сельской местности. Двухэтажные здания для дошкольных учреждений вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям, являются наиболее типичными и распространенными.

Наиболее оптимальным является размещение дошкольного учреждения в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разделена на:

Централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещениями отдельных групповых ячеек и общего назначения;

Блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или с переходами.

Высота помещений дошкольных учреждений должна быть не менее 3 м (от пола до потолка).

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения: групповые, для физкультурных и музыкальных занятий, медицинские и служебно-бытовые, пищеблок.

Поэтажное расположение помещений внутри здания должно обеспечивать удобную вертикальную связь помещений, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомендуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.

Все помещения, предназначенные для длительного пребывания детей, должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения могут быть буфетные, приемная изолятора, комната персонала, кладовая чистого белья (при наличии в здании комнаты кастелянши).

У наружных входов в здания детских дошкольных учреждений должны быть тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

Для зданий детских дошкольных учреждений необходимо предусматривать встроенную мебель в следующих помещениях: в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для пособий, художественной и методической литературы; в спальнях - встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья; в раздевальнях - шкафы для одежды детей и персонала групп; в туалетных - хозяйственные шкафы; в залах - шкаф и стеллажи для хранения пособий.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком.

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

Групповая - для игр, занятий, принятия пищи;

Спальная - для дневного (и ночного) сна детей;

Раздевальня - для переодевания детей и хранения верхней одежды;

Туалетная;

Буфетная - для мытья и хранения посуды.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комнатами.

Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже. Допускается располагать раздевальные дошкольных групповых ячеек на 1-м этаже здания.

Помещения раздевальной предназначено для приема, осмотра, переодевания и хранения верхней одежды. При приемке площади раздевальных должна быть не менее 18 кв. м.

При планировке раздевальных необходимо предусматривать возможность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми. При размещении шкафов для одежды вдоль стен необходимо иметь минимум 4,53 м (для 15 детей), 6,04 м (для 20 детей) и 7,55 м (для 25 детей) фронта стен, свободных от оконных и дверных проемов.

Ширина помещений раздевальных должна составлять не менее 3,4 м при размещении шкафов вдоль противоположных стен и двух рядов скамей для переодевания; 3 м - при размещении двух рядов шкафов и одного ряда скамей. В раздевальных следует предусматривать шкафы с сушкой для детской одежды.

Общий вход допускается проектировать не более чем на 2 ясельные или 4 дошкольные группы.

Для хранения колясок, санок, лыж при входах в помещения групповых ячеек выделяются специальные места под козырьками площадью не менее 8 кв. м.

В дошкольных учреждениях площадь групповой должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 2,5 кв. м, в дошкольных - 2 кв. м.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой - наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей, оборудованное столами и стульями. Размещение столов и стульев меняется а зависимости от вида деятельности детей в помещении.

В детских дошкольных учреждениях общего типа площадь спален должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 1,8 кв. м, в дошкольных группах - 2 кв. м. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп - встроенными или выкатными кроватями. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возможно использование раскладных, складируемых кроватей с жестким ложем.

При проектировании буфетных помещений в дошкольных учреждениях площадью не менее 3 кв. м следует предусматривать возможность размещения встроенного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Протяженность стены, необходимая для размещения буфетного оборудования, должна быть не менее 1,8 м. Общая высота буфета составляет 1,9 м.

В детских дошкольных учреждениях общего типа приемку площади туалетных следует осуществлять из расчета на одно место: в ясельных группах - не менее 0,8 кв. м, в дошкольных группах - не менее 0,65 кв. м. Туалетные проектируются как единое помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец и туалетных принадлежностей. Наиболее удобным является размещение умывальников по центру помещения, так как при этом увеличиваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. Для размещения вешалок по периметру помещения необходимо иметь 2,4 м (в ясельных группах) и 3 м (в дошкольных группах) фронта стен, свободного от оконных и дверных проемов. В зоне уборной в закрывающихся без запора кабинах размещают детские унитазы и в закрывающейся на запор кабине - унитаз для взрослых. Размер детской кабины в плане - 0,8 x0,75 м. Слив (видуар) должен устанавливаться без кабины.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусматриваются во всех дошкольных учреждениях вместимостью 4 и более групп. В залах для физкультурных и музыкальных занятий соотношения сторон составляют 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала - квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет.

В дошкольных учреждениях предусматриваются помещения по медицинскому обслуживанию детей. В состав этих помещений входят медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор.

В зданиях дошкольных учреждений общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут находиться в одном помещении площадью 8 кв. м, в зданиях, имеющих более 150 мест, - в раздельных помещениях площадью по 8 кв. м. Медицинская комната должна иметь вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора, между ними должно быть устройство стеклянного проема на высоте 1,2 м от уровня пола.

В изоляторе должны быть приемная, палата, туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5% от вместимости учреждения. Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно площадью 4 и 6 кв. м. Палаты не должны быть проходными. Площадь приемной при наличии одной палаты изолятора - 4 кв. м, при наличии двух палат - 6 кв. м. В приемной должно быть место для мойки посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств - 6 кв.м.

Служебно-бытовые помещения дошкольных учреждений - кабинет заведующего, комната завхоза, методический кабинет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, уборные для персонала.

В зданиях дошкольных учреждений необходим пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах. В состав пищеблока при любой форме производства входят кухня с раздаточной, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, загрузочная, комната персонала, душевая и уборная для персонала. При работе пищеблока на сырье дополнительно должны быть заготовочный цех и кладовая овощей. При работе пищеблока на полуфабрикатах дополнительно предусматриваются доготовочный цех и место для хранения и мойки тары полуфабрикатов.

Составные части проекта .

Рассмотрение проекта.

I. Ознакомиться с составными частями проекта.

II. Пояснительная записка: прочитать и переписать общую часть, архитектурно-планировочную часть объяснительной записки. При этом выяснить тип детского учреждения, его вместимость, общую характеристику участка, здания, материал постройки, типы санитарно-технических устройств.

III. Генеральный план: рассмотреть генеральный план, обратив внимание на масштаб чертежа, «розу ветров», форму земельного участка, взаиморазмещения отдельных объектов, ориентацию зданий по отношению к близлежащим объектам, дорогам.

Оценить генеральный план по следующей схеме:

1. Тип застройки (централизованный, блочный, павильонный).

2. Общая площадь земельного участка (длина, ширина).

3. Площадь земельного участка на 1 ребенка.

4. Площадь застройки (определить площадь всех зданий).

5. Определить процент застройки и процент озеленения.

6. Определить наличие составных элементов участка: игровые площадки, физкультурные площадки, огород - ягодник, плавательный бассейн, уголок для животных, площадка для изучения правил дорожного движения, зеленые насаждения, хозяйственный двор.

7. Измерить площадь игровых площадок для детей детского сада и яслей. Рассчитать площадь на одного ребенка.

8. Измерить площадь физкультурной площадки.

9. Оценить соблюдение принципа групповой изоляции на участке.

10. Измерить расстояние от мусоросборника до основного здания детского сада.

11. Количество входов и проездов на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.

Порядок рассмотрения и оценки поэтажных планов.

Здание детского учреждения состоит из 3-х групп помещений:

Помещения для детей преддошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста

Административно-хозяйственные помещения.

1. Расположение здания на земельном участке (в глубине или на красной линии). Число этажей. Набор помещений, их размещение, взаимное расположение, число входов, которыми пользуются дети, другие входы.

2. Набор помещений групповой ячейки детей преддошкольной и дошкольных групп. Соблюдение принципа групповой изоляции.

3. Групповые комнаты: площадь и кубатура, площадь на одного ребенка, ориентация окон.

4. Спальни, общая площадь и площадь на одного ребенка.

5. Буфетные, раздевальни, туалеты, их наличие при каждой групповой ячейке.

6. Медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор: расположение, площадь, наличие отдельного входа.

7. Наличие веранды, зала для проведения музыкальных занятий, плавательного бассейна.

8. Провести анализ материала и дать заключение:

Отвечает ли проект требованиям, обеспечивающим правильное физическое и психическое развитие;

Отвечает ли проект требованиям профилактики инфекционных заболеваний;

Создает ли проект материальные условия, обеспечивающие высокий уровень воспитательно-оздоровительной работы с детьми.

Заключение о полученных результатах.

1. Проект может быть принят без изменений.

2. Проект можно принять со следующими изменениями.

3. Проект отклоняется по следующим причинам.