Генерал дважды герой советского союза. Дважды, трижды и четырежды герои
Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.
В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.
Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.
Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.
Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.
К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...
Сергей писал в Москву брату Ивану:
"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."
Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".
В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1: 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.
Модификация |
|
Размах крыла, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
взлетная |
|
Тип двигателя |
|
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
|
Практическая дальность, км |
|
Cкороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС |
14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.
Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы).
Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...
Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 (семь!) фашистских самолётов (из них 5 Фиатов CR-32), но и его машина была серьёзно повреждена".
He-51
Фиат CR-32
Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]
Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.
бой И-16 с Bf-109
В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.
18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.
Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта (все лётчики спаслись на парашютах).
Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.
Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:
Дата |
Сбитый |
Район боя |
Примечание |
|
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе звена) |
||||
(в составе группы) |
||||
Барселона |
(в паре с Луисом Маргалефом) |
|||
(в паре с Сапроновым М. С.) |
||||
(в составе группы) |
||||
Вильяльба |
(в составе группы) |
|||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
* Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен. |
Отто Бертрам
22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором (31 декабря 1938 года).
В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.
Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки"), его назначили командиром эскадрильи этих машин.
В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков.
Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.
Модификация |
|
Размах крыла, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Армейский тип 97 |
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Боевая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Вооружение: |
два синхронных 7,7-мм пулемета тип 89 |
Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.
В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.
Модификация |
|
Размах крыла, м |
|
верхнего |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
|
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
|
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов) |
26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.
И-153 и И-16 в Монголии
В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником.
Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.
Сергей Иванович Грицевец и Вячеслав Михайлович Забалуев
В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично).
Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:
Дата |
Сбитый |
Район боя |
Примечание |
|
Буир - Нур |
||||
Хуху - Узун - Обо |
||||
Ганьчжура |
(2 лично и 1 в составе группы) |
|||
(вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А.) |
||||
Хамар - Даба |
29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).
Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда!"
Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы!
В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву.
Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.
16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца.
В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
В Москве установят памятники героям СССР Маргелову и Грицевцу.
Мне нравится эта инициатива: военачальник Василий Маргелов и летчик Сергей Грицевец - легендарные люди, которые уж точно достойны быть отлитыми в бронзе и украсить Москву.
Сегодня в Зале Героев в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе посмотрел макеты будущего памятника майору Грицевцу.
Уникальная биография этого человека, легендарного летчика, заслуживает памяти и уважения потомков.
Сергей Иванович Грицевец родился в 1909 г. в деревне Боровцы (ныне Барановичского района Брестской области).
В рядах Красной Армии с 1931 года, по комсомольской путёвке направляется на учёбу в Оренбургскую военную школу лётчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией.
В 1938 году участвовал в качестве добровольца в Гражданской войне в Испании, совершил 88 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя и сбил 30 фашистских самолетов, причем 7 из них в один день.
2. 22 февраля 1939 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство майор Грицевец Сергей Иванович был удостоен звания Герой Советского Союза.
3. С мая по сентябрь 1939 года участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Командовал эскадрильей 70-го иап, а затем - группой истребителей И-153 "Чайка", проходивших войсковые испытания.
Совершил 138 боевых вылетов и лично сбил 12 самолетов противника.
4. 26 июня 1939 года С.И.Грицевец спас командира 70-го истребительного авиационного полка майора Вячеслава Михайловича Забалуева. Подбитый в ходе боя, Забалуев совершил вынужденную посадку на маньчжурской территории. Грицевец увидел происходящее, приземлился в степи и вывез Забалуева на своем И-16.
Ветераны-афганцы знакомятся с макетами памятника.
5. 29 августа 1939 года за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, майор Грицевец Сергей Иванович первым в СССР был удостоен звания дважды Герой Советского Союза.
6. В начале сентября 1939 года был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа.
7. 16 сентября 1939 года Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на аэродром Болбасово под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П.И.Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в самолет Грицевца.
В результате столкновения Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову.
Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
8. Похоронен Сергей Иванович Грицевец рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово.
13. Памятник майору Сергею Грицевцу предлагается установить вблизи микрорайона "Солнцево Парк" "новой Москвы" на улице, названной в честь летчика.
14. На возведение монумента будет потрачено 10 млн рублей из средств фонда по увековечению памяти Героев Отечества "Победитель".
А вам какой памятник понравился?
Герой Советского Союза Игорь Чмуров.
Грицевец Сергей Иванович
Первый дважды Герой Советского Союза майор Грицевец Сергей Иванович- самый результативный советский воздушный ас конца тридцатых годов, по официальным данным сбивший 42 самолета противника.
Участник гражданской войны в Испании с июня по октябрь 1938 года в должности командира истребительной авиационной эскадрильи. За 116 дней пребывания на испанской земле капитану С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях, одержав по официальным данным 30 личных побед и 7 — в группе (по данным исследователя С. Абросова на счету капитана Грицевца 88 боевых вылетов, 42 воздушных боя, 7 сбитых лично вражеских самолетов). 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» майору Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Участник боев на реке Халхин-Гол с июня по август 1939 года в должности командира отдельной авиационной группы истребителей И-153. За 69 дней боев майор Грицевец выполнил 138 успешных боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас сбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора В.М. Забалуева. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, майор Грицевец сел в степи, загрузил Забалуева в свой И-16 и успешно доставил его на аэродром. 29 августа 1939 года «за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий» Грицевцу присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе когда в его самолет на взлетной полосе врезался другой истребитель.
Кравченко Григорий Пантелеевич
Родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 - 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком - инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом "Знак Почёта". Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.
С 13 марта по 24 августа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта), в 8 воздушных боях сбил 7 самолётов противника (6 лично и 1 в группе с товарищами).
22 февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С 29 мая по 7 сентября 1939 года воевал на реке Халхин - Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей. 29 августа 1939 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС.
В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.
В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.
Апофеоз героизма – четырежды Герой Л.Брежнев на фоне В.Ленина;
выпустила марку Верхняя Вольта.
Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 г. установлена высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза. Это положение впервые было утверждено 29 июля 1936 г. Оно вводило порядок вручения Героям грамоты ЦИКа и ордена Ленина – высшей награды СССР.
1 августа 1939 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза». Статьи 1 и 2 Указа гласили: «В целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, учреждается медаль «Герой Советского Союза», которая вручается одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза и вручением ордена Ленина». Статья 3 Указа вносила серьезное изменение в Положение 1936 г., согласно которому звание Героя могло быть присвоено только один раз: «Герой Советского Союза, совершивший вторичный героический подвиг ┘ награждается второй медалью «Герой Советского Союза», и ┘ сооружается бронзовый бюст на родине Героя». Статья 4 вводила порядок сооружения его бронзового бюста при Дворце Советов в Москве, строительство которого тогда шло полным ходом на месте взорванного храма Христа Спасителя. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась.
Описание медали было утверждено Указом от 16 октября 1939 г., который также изменил название медали: с этого момента она именовалась медалью «Золотая Звезда».
Положение о звании Героя Советского Союза в новой редакции появилось 14 мая 1973 г., некоторые изменения в него были внесены Указом от 18 июля 1980 г. Новым в нем было то, что при повторном и последующих награждениях Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» ему каждый раз вручается орден Ленина. Кроме того, прежнее ограничение числа вручений «Золотой Звезды» одному человеку (троекратное) было снято, благодаря чему Брежнев смог стать четырежды Героем Советского Союза (Жуков в 1956 г. стал четырежды Героем в обход действовавшего тогда Указа от 1939 г.).
В 1988 г. данное положение вновь было изменено, и установлен порядок вручения ордена Ленина Герою Советского Союза лишь при первом вручении медали «Золотая Звезда».
Героям Советского Союза посвящено много книг и статей. Немало написано о трижды и четырежды Героях. А вот о дважды Героях Советского Союза написано меньше. Попытаемся восполнить этот пробел.
Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 г., стали трое летчиков: майор С.Грицевец и полковник Г.Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Я. Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.
Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 12 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 г. стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии (в 28 лет). В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 г. погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич весной 1941 г. был арестован и осенью того же года расстрелян.
В 1940 г. количество дважды Героев увеличилось на два человека. Начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза И.Папанин стал дважды Героем, и не вполне понятно, почему, – ведь его деятельность как начальника вовсе не была связана с риском для жизни. Вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив С.Денисов.
В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стали 103 человека, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник С.Супрун Указом от 22 июля 1941 г. первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». В июне 1942 г. появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это был тоже летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота подполковник Б.Сафонов.
Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза (А.Василевский, И.Конев, К.Рокоссовский), один Главный маршал авиации (А.Новиков), 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.
Необходимо сказать, что в 1944 г. были обнародованы Указы о награждении летчика-истребителя майора Н.Гулаева (за годы войны произвел 250 боевых вылетов, в 69 воздушных боях лично сбил 57 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в ресторане накануне получения наград. Указы были аннулированы.
После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 г. подполковник (будущий Главный маршал авиации) А.Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил 46 самолетов противника.
В 1957 г. известному летчику В.Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 г.
Маршалы Советского Союза С.Тимошенко, Р.Малиновский, И.Баграмян, К.Москаленко и М.Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза С.Горшков, Маршалы Советского Союза К.Ворошилов и А.Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.
В 1968 г. летчик-космонавт Г.Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую «Золотую Звезду» он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовку войск противника. В 1969 г. появились первые дважды Герои, получившие обе награды за космические полеты: полковник В.Шаталов и А.Елисеев. Обе «Золотые Звезды» были получены ими в течение одного года (Указы от 22 января и 22 октября).
Через два года оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет был неудачным и прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных звезд не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.
Последним дважды Героем стал командир танковой бригады (еще в годы войны) генерал-майор А.Асланов, награжденный вторым званием посмертно Указом от 21 июня 1991 г.
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них – 71 человек были летчиками; стоит еще и учесть, что из 35 космонавтов 19 также являлись офицерами ВВС. Среди дважды Героев 15 танкистов, три моряка, два партизана. Единственная среди дважды Героев женщина – летчик-космонавт С.Савицкая, кстати, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Е.Савицкого.
В 1944 г. первым трижды Героем Советского Союза стал полковник А.Покрышкин, который за годы войны совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях лично сбил 59 (по неофициальным данным, 75) самолетов противника. В 1945 г. трижды Героями стали Маршал Советского Союза Г.Жуков и гвардии майор И.Кожедуб, который совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника (сюда не входят два американских P-51, сбитых им весной 1945 г.).
После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза С.Буденный и четырежды Героем Л.Брежнев.
Четырежды Герои Советского Союза не обделены вниманием филателии. Брежневу восемь стран посвятили одиннадцать марок и блоков, причем все они были выпущены при его жизни. Портрет Жукова можно видеть на семи марках шести стран (при жизни выпущена одна марка Гренады).
Трижды Героям повезло меньше. Почта СССР посвятила одну марку Буденному. Единственную марку в честь лучшего советского аса Кожедуба выпустила в серии «Heroes del aire» почта Экваториальной Гвинеи. А вот первому трижды Герою Покрышкину марок пока не посвящено.
Из дважды Героев на марках представлены все космонавты, восемь Маршалов Советского Союза (см. «НГ» № 201 от 20.09.2005), а также еще девять офицеров и генералов, причем шестеро из них – летчики.
Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько неестественным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.