Проекты по созданию электронных библиотек в интернете. Цели создания электронных библиотек


О книгах нового поколения и электронных книгах в частности. Еще один поток сознания.

Понятно, что свои домашние библиотеки мы можем пополнять какими угодно (законными) способами и какими угодно книгами (я сейчас говорю о формате).
А вот как с электронными книгами обстоят дела в библиотеках?
Хочу заметить, что все что я сейчас напишу, отражает сугубо мою личную точку зрения.
Естественно, современная библиотека должна отвечать всем потребностям современных пользователей. Об этом даже я уже говорила много раз (кажется, ).
Студенты (а это основные наши читатели) все-таки предпочитают информацию в электронном виде, так как ее не нужно переписывать или перепечатывать. Даже читать внимательно не надо — поиск по точной фразе поможет найти нужные абзацы и мысли. Чем больше электронных книг в библиотеке тем, я считаю, лучше. Ведь к электронной книге одновременно может иметь доступ несколько читателей (хотя это уже зависит от политики издательства). Электронные книги экономят библиотечное пространство. Диск занимает гораздо меньше места, чем книга. А на одном диске может храниться несколько книг. Или, например, архив какого-то журнала за несколько лет.
Электронные книги, а в особенности справочные издания, экономят время библиотекарей при выполнении различных запросов (от Когда родился Тамерлан? до Что такое «аппаратные ресурсы маршрутизатора»?)

То есть, если вы планируете комплектовать свой библиотечный фонд электронными изданиями, то вы должны предоставить читателям возможность ими воспользоваться. В библиотеке в первую очередь должны быть компьютеры, достаточно современные для того, чтобы «переварить» вставленные в них диски, или доступ в интернет должен быть таким, чтобы читаемая книга открывалась без раздражающих многоминутных задержек (навеяло: сегодня успокаивала читателя, и волею судьбы, моего бывшего ученика, потому что нужная мальчику страничка загружалась минут 10) . Согласитесь, медленный интернет раздражает даже если вы никуда не торопитесь и сидите дома с чашкой вкусного чая. Еще помимо хороших компьютеров и быстрого интернета, у вас должны быть продвинутые сотрудники. Ведь очень часто, чтобы просмотреть диск, необходимо разобраться в настройках, установить какие-либо вспомогательные программки (для чтения, поиска, просмотра картинок и т.д.). А читатель (это опять же мое личное мнение) не обязан быть продвинутым пользователем и щелкать такие проблемы, как орешки. Это обязанности библиотекаря — сделать так, чтобы читатель смог получить нужную ему информацию.

Но, одно большое но — это законы об авторском праве и т.п. (в чем я еще не сильна, но активно изучаю). Если, например, в библиотеке есть в электронном виде на диске определенная книга. Можно ли выдавать ее читателям на дом? Ведь у нас нет уверенности, что читатель ее не скопирует и не выложит в свободный доступ? Если библиотека создает цифровую копию книги (как, например, наша библиотека создает цифровые коллекции по различным курсам), то имеет ли она право предоставлять к ней открытый доступ всем желающим? И в

Электронные библиотеки

Под электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме, доступной через сети передачи данных. Идея электронной библиотеки работает сегодня в отдельных зарубежных университетских библиотеках. В России же началась деятельность по созданию национальной электронной библиотеки РГБ в рамках специального проекта ее модернизации, осуществляемого при содействии ЮНЕСКО. Определенные шаги в этом направлении делают сегодня университетские библиотеки России и стран СНГ.

Электронная библиотека -- информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека -- не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда, электронных версий собственных публикаций, «гостевых материалов» (например, совместные работы ГПНТБ России и Университетской технической библиотеки г. Ганновера, Германия). Электронная библиотека -- это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа. Как отмечает А. И. Земсков в учебном пособии , создание, функционирование и развитие электронных библиотек определяется; во-первых, внешними по отношению к самим библиотекам факторами -- наличием общедоступных компьютерных и коммуникационных технологий; во-вторых, развитием библиотечно-информационных технологий с учетом уровня развития общества, в первую очередь экономики и высоких технологий.

Цели создания электронных библиотек

1. Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

2. Создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных видов и тематики, увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет предоставления в доступ текстовой информации, изображений и любых других видов мультимедийной информации .

Основные задачи электронных библиотек -- интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. К основным особенностям электронных библиотек следует отнести:

* профильность хранимой информации, то есть наличие определенной концепции формирования информационного пространства, доступного пользователю, и политика ее реализации;

* инвентаризацию, в частности каталогизацию (в самом широком смысле), объектов и различных их объединений, образующих это информационное пространство.

На концепцию электронных библиотек, а также на их программное Обеспечение существенное влияние оказывают требования, связанные предоставлением и возможностью использования информации.

Преимущества электронных библиотек рассмотрим на примере Фундаментальной библиотеки Российского педагогического университета имени А. и. Герцена в Санкт-Петербурге:

* оперативность -- если нашел книгу с файлом, достаточно нажать «горячую клавишу», и полный текст появится на экране;

* единая точка доступа -- нет необходимости бегать от алфавитного каталога к картотеке статей, от зала одних изданий к залу других;

* эффективная защита -- библиотеки и читатели защищены от сетований на вырванные страницы или потрепанные края страниц или на то что книга оставлена читателем в троллейбусе, а значит, для фонда утеряна безвозвратно;

* доступность недоступного -- становятся доступными для значительного большего числа пользователей документы, имеющиеся в библиотеке в ограниченном количестве или в единственном экземпляре;

* не просто чтение -- появляется возможность редактировать, соединять, добавлять, вводить подразделы, перестраивать и т. д., и в то же время электронный документ может быть абсолютно защищен от любого внешнего воздействия, кроме простого чтения с экрана;

* оперативный расширенный поиск -- возможно быстрое и качественное сканирование (отыскание) имен, определенных слов или фраз в большом документе;

* удобство хранения -- сохранение фондов литературы в машиночитаемой форме существенно более экономно и удобно, нежели в традиционных хранилищах (отсюда экономия площадей и помещений библиотек);

* всегда рядом -- пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения, своего или библиотеки; таким образом, читатель может стать удаленным пользователем библиотеки. Кроме того, это способствует развитию дистанционного образования, а также отвечает другим задачам современного образовательного процесса.

Электронная библиотека может быть частью корпоративной электронной библиотеки. Библиографическая запись, созданная одной библиотекой, становится доступной с помощью протокола Z39.50 через сводный каталог, например, АРБИКОН:

Электронная библиотека осуществляет обслуживание различными по доступности видами машиночитаемых ресурсов.

1. Ресурсы, находящиеся в собственности библиотеки и размещенные на ее серверах или в ее помещениях. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, как правило, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба.

2. Удаленные ресурсы, расположенные на серверах поставщиков информации, доступ к которым лицензирован (оплачен). Следует составить списки подобных материалов, чтобы обеспечить рекламу, интенсивное использование и контроль за использованием, а также, при длительной лицензии включать их библиографические описания в электронный каталог с указанием мест хранения документов.

3. Удаленные ресурсы, рассмотренные, оцененные сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы. Ее участие может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса.

4. Все остальные удаленные ресурсы. Доступ к ним -- дело свободного выбора и навыков пользователя. Библиотекарь электронной библиотеки должен уметь оказать помощь в проведении тематического поиска.

Электронная библиотека работает не только с имеющимся электронам ресурсом (локальным или удаленным), но может широко используют технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.

Приоритетное значение для понимания функций электронных библиотек имеет возможность обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя, удовлетворить его потребности. Для электронах библиотек характерно наличие полнотекстовых документов -- электронных книг, журналов, что отличает ее от огромных библиографических баз данных .

Виды электронных ресурсов

* Электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов (электронная почта, домашние страницы и другие материалы web-сайтов, дискуссионные группы в Интернете, некоторые научные, популярные журналы, базы данных, мультимедийные материалы, специфические виды рекламы, вирусы и т. п.).

* Электронные ресурсы, созданные для поддержки имеющихся печатных ресурсов, например, для обеспечения сохранности или расширения и улучшения обслуживания пользователей (в частности, организация мультидоступа для спрашиваемых изданий), и подлежащие долговременному хранению (электронные книги, цифровые версии печатных документов и т. п.)

* Электронные ресурсы, создаваемые на короткий срок в технологических целях на основе печатных ресурсов и не предназначенные для долговременного хранения или подлежащие уничтожению после однократного пользования (копии материалов, используемые в системе МБА и доставки документов в библиотеках, электронные справки, квитанции, системы перекрестных ссылок и т. д.)

Виды электронных ресурсов по общественному назначению: научные, образовательные, библиотечные и развлекательные материалы, художественная и научно-техническая информация, СМИ (новости, ТВ), объявления, реклама, пропаганда, электронная коммерция, производственная, технологическая и финансовая информация системы автоматизации экспериментов, проектных робот производства, другое.

Виды электронных ресурсов по степени доступности, бесплатные, условно бесплатные, платные, закрытые для публичного доступа, в том числе закрытая и/или конфиденциальная информация, финансовые и налоговые сведения, частная жизнь .

Метаданные -- информация об информации, описание электронных ресурсов согласно общепринятым рекомендациям. Наиболее распространенным среди них является протокол Dublin Core (Дублинское ядро).

Услуги и продукты на основе электронных ресурсов -- базы данных оглавлений (таблицы, содержания) научных журналов; службы агрегирования, обеспечивающие единую отправную точку, единый пароль и адресацию в сети; возможность присоединять собственные продукты и базы данных (данные из электронного каталога библиотеки, библиографические БД и т. п.); система ссылок, допускающая многовариантный вход пользователя в систему (из баз данных) с переходом в основную БД через название журнала, определенного номера, выпуска или отдельной статьи.

Существует весьма сильная зависимость между уровнем развитие страны и возможностью реализации права на информацию. Мировой информационный рынок фактически монополизирован англоязычным СМИ. Однако организован бесплатный доступ к сайту государственно РИА «Новости» как попытка усилить позиции России на мировом рынке информации. Разработаны межведомственные программы "Электронные библиотеки России», «Электронная Россия 2002--2010 годы», «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1998--2001 годы). «Научная электронная библиотека РФФИ» приводится на сайте РФФИ: www.rfbr.ru. Международное взаимодействие в создании электронных библиотек отражает проект Европейского сообщества «Библиотека универсалис» (5, с. 85--87). В связи с этим заслуживает серьезного внимания книга А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга "Электронная информация и электронные ресурсы» .

В связи с созданием электронных библиотек возникают задачи подготовки библиотекарей и пользователей к работе в электронных библиотеках, обучения с помощью электронных библиотек, в том числе и дистанционное.

Усиливается роль электронных библиотек в модернизации образования. Отмечены изменения в системе высшего образования:

* количество студентов непрерывно растет;

* непрерывное образование самым тесным образом связано с методической необходимостью научить студента учиться самому;

* полученные знания быстро устаревают;

* ввиду разнообразия студенческих типов, приходится заниматься адаптацией под их нужды способов и методов обучения, готовить учебные материалы, соответствующие самым различным аудиториям; учебные материалы по курсу должны учитывать неодинаковую исходную подготовку студентами и знание ими базовых дисциплин;

* система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски наиболее эффективных экономных технологий обучения всегда актуальны;

* поведение студентов во всевозрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают иметь возможность выбора учреждения, в котором они хотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к единственному образовательному учреждению, как это было ранее;

* современная система образования дает очень большой отсев учащихся.

В вузовской библиотеке важное значение имеет формирование структуры и содержания ресурсного обеспечения образовательной среды. филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза. Практические вопросы создания и использования библиотечно-информационных ресурсов управления ими, в контексте вузовской электронной библиотеки с разветвленной сетью филиалов, можно рассмотреть на примере опыта Центра информационных технологий Тюменского государственного университета, описанного в статье Т. Ю. Габдрахмановой . Электронная библиотека представляет собой разновидность информационной системы, отличающуюся широтой охвата пользовательской аудитории, интенсивностью движения фондов, повышенными требованиями к обработке и хранению разнородных электронных ресурсов. Помимо перечисленных особенностей, вузовская электронная библиотека должна учитывать сложную иерархию категорий читателей, тесную взаимосвязь с учебным процессом взаимодействие с другими подразделениями вуза и филиалами. В связи с этими положениями в Тюменском государственном университете принята к реализации единая система свободного доступа к информационным образовательным ресурсам для целевой аудитории образовательного процесса (студенты, преподаватели, научные работники, сотрудники).

Для вуза с разветвленной сетью филиалов первым существенным шагом в направлении создания информационной образовательной среды может стать проект, направленный на создание электронной библиотеки как основы базовой технологии открытого непрерывного образования. Традиционная вузовская библиотека выполняет задачи по удовлетворению потребностей учебного и научного процессов путем выдачи во временное пользование печатных материалов по требуемой тематике. Формирование информационно-образовательной среды классического университета предполагает изменение функций библиотеки -- превращение ее из хранилища книг в информационного провайдера, использующего новые компьютерные технологии для повышения качества и оперативности обслуживания всех категорий пользователей. В настоящее время под университетской библиотекой обычно понимается набор возможностей по использованию новых технологий обработки, хранения и поиска документов для образовательной и научной деятельности. Это представление об электронной библиотеке как наборе электронных документов и электронных каталогов основано на интуитивном понимании информационной системы как аппарата для поиска и манипуляций с данными традиционных типов (строки, числа). Развитие компьютерных технологий позволяет использовать для построения сложных информационных систем объективно-ориентированный подход, предполагающий, что в базе данных информационной системы хранится не только статистическая информация, но и объекты -- активные данные, свойства и методы которых позволяют эффективно решать те или иные пользовательские задачи.

Для информационной системы «Электронная библиотека вуза и филиалов» Тюменского государственного университета разработаны классы объектов, с помощью которых создан ряд подсистем.

Подсистема web-сайта Корпорации «головной вуз -- филиалы», которая включает следующие службы:

* служба электронного каталога -- обычного -- только поиск и расширенного, который включает авторизированный доступ, набор коммуникативных сервисов, личную папку заказов и возможность отслеживания их исполнения;

* служба поддержки комплектования библиотечного фонда на основе массива учебных планов, позволяющая совместно с филиалами разрабатывать и постоянно обновлять тематический план комплектования библиотеки;

I * служба поддержки системы электронной доставки документов -- единый сервис для сбора, обработки и формирования пакетов, которые доставляются оптимальным способом транспортировки;

* служба поддержки работы с базами данных по образовательном» тестированию;

* служба новостей электронной библиотеки;

* консалтинговая служба по отдельным темам, стандартам и технологиям.

Подсистема формирования цифровой коллекции, оцифровка редакционно-издательская подготовка, библиографическое описание размещение в базе данных, организация поиска и доступа.

Подсистема информационного взаимодействия, с внешними источниками на основе общепринятого стандарта -- протокола Z39.50.

Аппаратную поддержку распределенной университетской библиотеки осуществляет серверный центр, в структуру которого входят: сервер баз данных; центральный сервер приложений; внешняя дисковая подсистема хранения цифровых коллекций; обязательные серверы филиалов и лаборатория по созданию цифровых коллекций.

В совокупности предложенный подход к программно-аппаратному обеспечению электронных библиотек университетской филиальной сети позволяет построить информационных информационную систему, которая является базисом для эффективной организации образовательного процесса. Практическая реализация предлагаемой идеологии осуществляется в проекте «Электронная библиотека как основа корпоративного образовательного пространства вуза с разветвленной сетью филиалов».

Опыт создания электронной библиотеки в научной библиотеке МИФИ описан В. Золотаревой (7, С.35-37). Она отмечает, что быстрое и полное удовлетворение информационных запросов студентов, аспирантов и преподавателей, а также обеспечение свободного доступа к информации, решение вопросов интеграции информационных ресурсов, развитие дистанционного образования, безусловно, способствуют повышению уровня и качества учебно-научной деятельности университета. Проект «Электронная библиотека» предусматривает:

* автоматизацию всех основных библиотечных процессов, от заказа до поступления книг читателю, обмен информационными ресурсами;

* доступ к локальным и удаленным базам данных; организацию централизованного доступа к внутренним электронным ресурсам МИФИ и внешним мировым базам данных по научным направлениям института;

* получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме он-лайн;

* формирование и хранение электронных фондов;

* замену традиционных каталогов электронными, обновление последних;

* штриховое кодирование фонда научного читального зала и научного абонемента;

* внедрение единого формата библиографической записи стандарта USMARC или Unicode (для обмена информацией);

* развитие новых форм методической и информационно-справочной деятельности для преподавания библиотечно-библиографических и информационных дисциплин студентам.

Как создать самую простую электронную библиотеку с помощью ResCarta

Первый раз я услышал про ResCarta на одной из зарубежных конференций. После доклада я подошел к разработчикам поговорить и с удивлением узнал, что оказывается, эта система уже применяется в России, в Библиотеке Санкт-Петербургского университета, и сами разработчики узнали об этом совершенно случайно, поскольку к ним никто за консультацией по внедрению не обращался. Я связался, с Андреем Соколовым, внедрившим ResCarta, и выяснил, что система хорошо решает свой класс задач, легка в установке (поэтому он и не обращался к разработчикам) и успешно ими эксплуатируется.
Поскольку основной вопрос у начинающих создавать электронные библиотеки это «с чего начать?», в качестве ответа я предлагаю начать с установки и освоении ResCarta. Для многих этого вполне хватит для решения их задач.

Что это такое: ResCarta – это свободно распространяемая электронно-библиотечная система (ЭБС), то есть программное обеспечение, предназначенное для управления и хранения цифрового контента, на основе которого создается ЭБ.
(Поскольку в России часто используется неверное определение ЭБС, хочу заметить, что я придерживаюсь точки зрения выработанной в ходе проекта DELOS. В рамках этого проекта была разработана система понятий (Digital Library Reference Model), связанных с тем, что мы обычно называем электронная библиотека).

Где применять: Для создания небольшой электронной библиотеки (100 – 1000 документов), состоящей из текстов и/или изображений. Например, отсканированных и распознанных (или нераспознанных) книг или журналов. Это может быть коллекция старых книг, фотографий, нот и т.п. К созданной при помощи ResCarta электронной библиотеке легко можно предоставить доступ через Интернет.

Требуемая квалификация для установки: Опытный пользователь.
Где уже работает:
1. В Научной библиотеке С.-Петербургского государственного университета,
Коллекция – Периодические издания XVIII в .
2. Публичная библиотека Лос-Анджелеса

Какие плюсы: Довольно просто создать электронную библиотеку и организовать к ней доступ через Интернет или Интранет. Полностью бесплатное программное обеспечение.
Проводится поиск по полному тексту (если в электронную библиотеку включены распознанные тексты), к каждому документу можно добавлять дополнительные ключевые слов для поиска. Страницы книги выдаются последовательно, что делает невозможным скачивание документа целиком. Для документов защищенных авторским правом это может быть очень важно. Изображения масштабируются, поворачиваются. Приложение разработано на Java и может использоваться под любой операционной системой.
Предусмотрена возможность интеграции ResCarta с другими библиотечными системами на основе протокола OAI PMH.

Какие минусы: Очень простой интерфейс, скромный функционал, поиск проводится только по точному совпадению без морфологии и усечения.

Программное обеспечение ResCarta состоит из двух приложений. ResCarta Web и ResCarta Toolkit. ResCarta Toolkit позволяет создавать цифровые коллекции. В коллекции могут быть включены файлы следующих форматов: JPG, TIFF, однослойные PDF (изображения) и двухслойные PDF (текст+изображения).
При помощи инструментов ResCarta Toolkit вы последовательно, шаг за шагом проходите пять этапов формирования электронной библиотеки
Загрузка цифровых объектов и создание метаданных
Конвертирование данных в формат ResCarta
Добавление и редактирование дополнительных поисковых метаданных
Конструирование коллекций из загруженных объектов
Индексирование полных текстов.
Доступ к этим коллекциям осуществляется посредством приложения ResCarta Web, которое позволяет просматривать объекты БД ResCarta и осуществлять поиск по метаданным через Web интерфейс.
Для облегчения установки предлагаю воспользоваться инструкцией на русском языке любезно предоставленной Козловой Н. и Балякиным С.

В этой статье вы узнаете, как я решил все эти вопросы и организовал личную электронную библиотеку с помощью онлайнового сервиса Springpad. Забегая вперед, скажу, что полученный результат меня полностью удовлетворил, поэтому мне показалось, что этот опыт вполне достоин вашего внимания.

Прежде всего, хочу перечислить список задач, которые мне хотелось решить с помощью данного сервиса. Уверен, что большинство из них знакомы любому книголюбу.

Как видите, список не маленький, но для всех его пунктов в Springpad нашлись нужные функции. Напомню, что Springpad — это сервис для хранения ваших заметок, ссылок, картинок и других материалов, который можно . Вся информация в нем может быть организована в виде отдельных блокнотов. Блокноты бывают обычные и специальные, предназначенные для хранения только определенного рода информации. В качестве одного из таких специальных блокнотов разработчики предлагают нам отдельный каталог для хранения своей книжной коллекции. Посмотрим, как его можно использовать в наших целях.

Добавление книг

Добавлять книги в Springpad можно несколькими способами. Есть веб-интерфейс, специальные расширения-клипперы для браузеров, мобильные приложения для Android и iOS. Таким образом, где бы вы ни нашли упоминание о интересующем вас издании — на веб-странице, в письме, форуме или чате — его тут же можно отправить в свой список чтения. Окно добавления выглядит следующим образом.

Если вы вводите название на английском, то сервис сам поищет для вас соответствующую информацию и аккуратно заполнит все поля, включая обложку, жанр, автора и даже короткое описание. Для русскоязычных изданий придется сделать все это вручную, что, однако, совсем не трудно. В результате ваш список чтения приобретает такой аппетитный вид, как на иллюстрации в начале этого поста, или же, если предпочитаете, то более скромный, в виде списка.

Загрузка файлов

Чтобы не терять время в поисках загруженных, купленных, взятых почитать когда-то книг среди архивов по всему жесткому диску, их лучше всего хранить в одном месте. Электронная библиотека на основе сервиса Springpad подходит для этого просто замечательно, потому что позволяет загружать неограниченное количество файлов, размер которых не превышает 25 Мб, что более чем достаточно для текстов.

Для добавления файлов открываем меню редактирования книги и выбираем пункт Add Link or File . После загрузки файла он появится внизу под изображением обложки. Теперь все ваши архивы будут в полном порядке и готовы к загрузке на любое устройство, которое вы предпочитаете использовать для чтения.

После прочтения

Лично мне, наверняка как и многим книгоманам, не хочется так сразу расставаться с понравившимися книгами. К тому же иногда приходится обращаться к материалу повторно, чтобы уточнить какие-либо нюансы. Поэтому необходимо, чтобы прочитанные книги перемещались на особую полку, где никому бы не мешали, но были всегда под рукой. И в Springpad это очень хорошо предусмотрено.

Просто передвигаем переключатель, который имеется на карточке каждого издания, в положение Read, и книжка отправляется на полку прочитанного. Одновременно появляется небольшое окошко с предложением написать свой отзыв-комментарий о содержании. Тут же вы можете оценить книгу по пятибалльной системе. Те книги, которые получат от вас оценку в четыре и пять баллов, отправятся на особую полку избранного.

Совместное использование

Разумеется, предложенный мной подход, несмотря на все его достоинства, не лишен и недостатков. Springpad ни в коем случае не подойдет тем людям, которые скачивают и хранят на своих жестких дисках гигабайты текстов. Предложенный мной подход подразумевает ручное добавление книг, самостоятельный поиск обложек, написание комментариев о впечатлениях от прочитанного. Одним словом, этот способ больше подойдет тем, кто действительно читает, а не собирает многотомные архивы, которые, увы, так никогда и не будут открыты.